Гипербола, литота.Гипербола, литота.Юмор, ирония, сатира, гротеск, каламбур.
Гипербола – стилистическая фигура, обозначающая чрезмерное преувеличение того, о чем говорят.Гипербола – стилистическая фигура, обозначающая чрезмерное преувеличение того, о чем говорят.«Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н.Гоголь)./Сильное преувеличение создает образ величественной, могучей реки/
2. «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева» («Слово о полку Игореве»).2. «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева» («Слово о полку Игореве»).3. «Вино лилось рекой» (И.Крылов).4. «…тридцать пять тысяч одних курьеров»; «…я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского» (Н.Гоголь).
Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится.Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится.(Капля в море, море по колено, осиная талия, рукой подать…)1. «В больших сапогах, в полушубке овчинном/В больших рукавицах…а сам с ноготок!» ( Н.Некрасов).
2. «Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» (И.Крылов)2. «Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» (И.Крылов)3. «Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик…» (А.Чехов)4. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.Некрасов)
Юмор (от англ. – «нрав», «настроение») – это художественный прием, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном виде.Юмор (от англ. – «нрав», «настроение») – это художественный прием, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном виде.Юмор передает добродушно-насмешливое отношение.Ирония (от греч. – «притворство, насмешка»).Ирония – фигура, при которой притворно утверждается противоположное тому, что на самом деле думает и хочет сказать автор.
Сарказм – вид комического, эмоциональная оценка, предполагающая едкую, язвительную насмешку над изображаемым.Сарказм – вид комического, эмоциональная оценка, предполагающая едкую, язвительную насмешку над изображаемым.Гротеск – художественный прием, состоящий в нарушении пропорций изображаемого мира, в соединении фантастического с реальным
«Славная бекеша у Ивана Ивановича! Описать нельзя: бархат! Серебро! Огонь! Господи боже мой! Чудотворец, угодник божий! Отчего же у меня нет такой бекеши!» (Н.В.Гоголь) «Славная бекеша у Ивана Ивановича! Описать нельзя: бархат! Серебро! Огонь! Господи боже мой! Чудотворец, угодник божий! Отчего же у меня нет такой бекеши!» (Н.В.Гоголь) ( В прямом смысле автор как бы восхищается бекешей И.И. Но за этим восхищением скрывается насмешка (сарказм) над непомерной пышностью, безвкусием одежды героя)
Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, потому что они разрушают гармоничное восприятие жизни, вносят тревогу…Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, потому что они разрушают гармоничное восприятие жизни, вносят тревогу…Пример гротеска – описание похождения Носа из повести Н.В.Гоголя «Нос».
Каламбур (от франц. «игра слов»).Каламбур (от франц. «игра слов»).Каламбур – фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению, игра слов. Обычно создает в тексте комический эффект.
1. Молодой – серьги под ушки1. Молодой – серьги под ушки А старой – подушки.2. – Что делаешь, мужичок? - Кору жую.Эхо: - К оружию!3. Тяжел и мрачен мой удел: Я очутился не у дел.
1. Д.Э.Розенталь «Справочник по русскому языку. Практическая стилистика». Москва, Оникс, Мир и Образование, 2007г.1. Д.Э.Розенталь «Справочник по русскому языку. Практическая стилистика». Москва, Оникс, Мир и Образование, 2007г.2. И.Мизина, Т.Тюрина «Выразительные средства языка» Москва, Н-ПРО, 20063. Г.С.Меркин, Т.М. Зыбина и др. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи», Москва, «Русское слово», 2008г.