Успешно пишем сочинение Элективный курсдля 9 классаРуководитель: учитель русского языка и литературыАнтонова И.В.
Цель элективного курса подготовить девятиклассников к успешному выполнению части С новой формы: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.
Задачи данного курса Обучение:способам понимания текста; способам выражения понимания чужого; способам выражения собственной позиции; созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
Формы работы коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Содержание курса Элективный курс рассчитан на 8 занятий
Тема 1 Анализ критериев части С: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.
Тема 2 Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, вопроса. Способы формулировки авторской позиции.
Тема 3 Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические).
Тема 4 Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства в выражении авторской позиции.
Тема 5 Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор - герой.
Тема 6 Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.
Тема 7 Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.
Тема 8 Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) - где - когда - что делает.
Знания, умения, навыки После прохождения программы учащиеся должны Знать:требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С; наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С экзамена по русскому языку.
Уметь: определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами;выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами ;писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.