Урок русского языка в 11 классеучителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа»Скрынникова Светлана Васильевна
Урок русского языка11 класс
Тип урока – объяснение нового материалаЦель урока – Развивать речь учащихся;Научить навыкам использования в речи специализированной лексики, выявлению особенностей публицистического стиля;Воспитать любовь к русскому языку; чувство коллективизма и проявлению индивидуальных особенностей личности в процессе коллективной деятельности.
Что должны уметь учащиеся: Распределять время для выполнения работы; воспринимать изучаемые объекты и явления;Выполнять различные виды творческих работ и заданий;В процессе усвоения нового применять ранее полученные знания; продуктивно работать;оценивать результаты работы;
Вы, надеюсь, почувствуете, что урок будет эмоциональным;темп и ритм урока будут оптимальными;Для успешного восприятия материала - полный контакт учителя и учащихся;В классе - атмосфера доброжелательности;Во время урока будут различные виды деятельности.
«Сегодня я хорошо поработал – утром поставил запятую, а к вечеру ее вычеркнул…» Франс
ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества
Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), радиопередачи,театрально-драматической, словесно-музыкальной формах.
Публицистический стиль Сфера употребления общественно-экономическаяполитическаякультурные отношения: в газетах и журналах.
Публицистический стиль Стилевые черты: Логичность, Образность,Эмоциональность,Оценочность,Призывность,Страстность,Доступность Задача речи:Информативность,Передача значимой информации,Воздействие,Убеждение,Побуждение.
Лексические особенности Общественно-политическая лексика,Лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры,Слова из области психологии,Слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека…
Подумай и составь слова 1 вариант с приставками: Анти- Де- Меж- 2 вариант с суффиксами:-ци(я)-изм -ист
Можно использовать и такие слова 1 вариант с приставками: Анти- антиправительст-венный Де- деградация Межмежнациональный2 вариант с суффиксами:-ци(я) декларация-изм патриотизм-ист атеист
Лексические особенности 5. Фразеологизмы: бить в набат,Вырвать с корнем,Вылететь в трубу,Локальные споры… ЗАДАНИЕупр. 387, стр. 227Выберите из предложенных фразеологизмов те, которые могут использоваться в публицистическом стиле.
ОТВЕТ Сыграть роль, бить в набат, втирать очки, пустить корни, взять на заметку, как говорится, выйти в свет, на каждом шагу, сплошь и рядом, с точки зрения, вносить свой вклад, в первую очередь, другими словами, играть роль, иметь значение.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.Свифт
Эмоциональные средства выразительности ЭпитетыСравненияМетафоры, риторические вопросы «Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах?»Обращения «Дорогие читатели! Ваши пожелания направлены в редакцию»Лексические повторы (так называемый ложный плеоназм): «Побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает «давление жизни» (А. Н. Толстой)Градация
ЗАДАНИЕ Среди текстов в брошюре «Русский язык. ЕГЭ»найдите текст публицистического стиля.Укажите в нем эмоциональные средства выразительности.
Термины Атмосфера Позитивные Дуэт Фронт Турдовериярезультатылибералов и консерваторов борьбыпереговоров…
Синтаксические особенности публицистического стиля Сущ. ед. ч. в зн. мн. ч. «Русский человек всегда отличается своей понятливостью»Глаголы повел. наклон. как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте…Использование однородных членов предл.вводных слов и предложений,сложных синтаксических конструкций.
Жанры ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ:Статья в газету,Очерк,Репортаж,Фельетон…УСТНАЯ РЕЧЬ:Ораторская речь,Судебная речь,Выступление по радио, телевидению, на собрании,Доклад,Дискуссия, Интервью,Похвальное слово,Агитационное выступление,Реклама
Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал. Один паренек пожалел старика: - Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком:
Как старик корову продавал - Корову продашь? - Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
Старик посмотрел на корову свою: - Зачем я, Буренка, тебя продаю? - Корову свою не продам никому - Такая скотина нужна самому!
Особенности рекламы Своеобразие языка рекламы, вербального текста (внутри текст рекламного) определяется тем, что он (язык рекламы) всегда находится в соотношении, во взаимодействии:со зрительным рядом (печатная реклама - в газетах, журналах; наружная реклама - рекламные щиты, "растяжки", плакат, афиши и т.п.);- со звуковым рядом (на радио);- со звуковым и зрительным рядом (в составе телевизионного ролика, клипа).
Особенности рекламы Оптимальные конструкции в рекламных текстах:безглагольные предложения {Bee-line - лидер сотовой связи России; "Балтика" - лучшее пиво России), выполненные в так называемом фирменном стиле;назывные предложения (в них представлено только подлежащее): Lion. Ощути силу льва! (фирменный лозунг); Летний отдых в Италии от фирмы "Саквояж"; Международный детский курорт для детей от 7 до 17лет...Среди сложных предложений встречаются бессоюзные. Например: Знак хорошего вкуса и традиций пример - высший сорт чая Lipton всегда под рукой.
Карапузы за столом объедались арбузом
Домашнее задание упр. 403Подберите небольшие тексты (10 – 15 строк) публицистического стиля речи разных жанров:Газетная статья,Репортаж,Интервью,Фельетон,Статья.