Трудные вопросы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Часть А: - орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения); - лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики); - синтаксические нормы русского языка.
Часть В: - средства связи в словосочетании; - морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги); - типы сложных предложений и их специфика; - средства языковой выразительности.
Часть С: - композиционное оформление сочинения; - логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение); - грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка; - теория аргументации
Методика работы над частями А и В 1. Работа с теоретическими сведениями2. Алгоритм решения «задач» частей А и В3. Коллективные и индивидуальные тренировки 4. Творческие задания
Орфоэпические нормы (А1) Правила, примеры на которое очень часто встречаются ввариантах ЕГЭ:1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:сОздан – созданА – сОзданы.2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женскогорода ударение стоит на окончании:отнЯть – Отнял – отнялА – Отняли
Орфоэпические нормы (А1) 3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударениена окончании:глубокий – углубИть4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадаетс местом ударения в исходном глаголе: обеспЕчивать – обеспЕчение
Слова, в которых выпускники чаще всего делают ошибки: портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь, облегчИл, нАчал, бралА, взялА, кОмпас, киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, рАпорт, каталОг, апострОф, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, включИшь, вручИшь, гЕнезис, граждАнство, дефИс, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, звонИшь, исчЕрпать, каучУк, мусоропровОд, намЕрение, обспЕчение, оптОвый, Отраслей, пАмятуя, по средАм, предвосхИтить, премировАть, принУдить, сирОт, сосредотОчение, столЯр, углубИть, украИнский, упорЯдочение, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, христианИн, щавЕль
Глаголы: гнал, гналА, гнАло, гнАли; зАдал, задалА, зАдало, зАдали;нАчал, началА, нАчало, нАчали; Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;прИдал, придалА, прИдало, прИдали; брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;взят, взятА, взЯто, взЯты; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;прИнят, принятА, прИнято, прИняты; клал, клАла, клАло, клАли.
Потренируемся! А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) зАнята 2) облегчИть 3) обеспечЕние 4) тортЫ
Алгоритм рассуждения: определи, к какой части речи относится слово;вспомни правило постановки ударения: зАнята – краткое страдательное причастие женского рода единственного числа, ударение падает на окончание – занятА;облегчИть – глагол, образованный от прилагательного легкий, такие глаголы обычно имеют ударение на окончании;обеспечЕние – существительное, образованное от глагола обеспечивать, место ударения в отглагольных существительных обычно совпадаетс местом ударения в исходном глаголе – обеспЕчение;тортЫ – существительное, обратимся к словарю – тОрты.
Лексические нормы (А2) Паронимы (от греч. para — рядом, возле и onoma — имя) — это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный — прогрессирующий, злой — злостный, водный — водяной и т. д.
Словарь паронимов, встречающихся на ЕГЭ абонентское телеграфирование - абонентная плата водные запасы - водяной жуквоенная форма - воинское званиевоинственное племя - воинствующий безбожниквражеская пуля - враждебная силадипломатичный человек - дипломатическая миссиязабота о животных - заботливость и терпеливостьодеть ребёнка - надеть шляпу на головуотборный рис - отборочный тур памятная дата - памятливый ученикпесочные часы - песчаный пляжпрактичная обувь - практическая работапредоставить слово - представить картину случившегосясоседский мальчик - соседний домсытый студент - сытный обедэкономичная упаковка - экономический кризисэффектная женщина - эффективный метод
Потренируемся! А2. В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.2) КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.
Алгоритм выбора правильного ответа 1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора синонимов, антонимов или словосочетаний.2. Проводим смысловой анализ предложений.3. Определяем верный ответ.КОМИЧЕСКИЙ: смешной, забавный. Комический жест.КОМИЧЕСКИЙ:
Синтаксические нормы (А4) То, в чем можно ошибиться на ЕГЭ: 1. Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях. Поднявшись на гору, стало совсем темно. Правильно: Когда он поднялся на гору, стало совсем темно.2. Деепричастия невозможны в страдательных конструкциях. Поднявшись на гору, им было написано стихотворение.Правильно: Поднявшись на гору, он написал стихотворение.3. Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в Д.п., если в них не входит инфинитив. Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. Правильно: Когда мы готовились к ЕГЭ, нам было трудно.4. Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в В.п., если в них не входит инфинитив.Сдавая ЕГЭ, его трясло от волнения.Правильно: Когда он сдавал ЕГЭ, его трясло от волнения.
Потренируемся! А4 Укажите правильное продолжение предложения:Проводя эксперимент,1. требуется соблюдать техническую безопасность.2. была нарушена последовательность операций.3. исследователь фиксирует свои действия в журнале.4. у нас не было возможности завершить его до конца.Ищем один из трех вариантов:1. Есть общий субъект, к которому относятся оба действия.2. Это определенно личное предложение (можно вставить местоимения «я, ты, мы, вы»)3. Безличное предложение, в котором есть слово «можно, надо, нужно, следует, хочется, рекомендуется, требуется».
Синтаксические нормы (А5) благодаря согласно вопреки ЧЕМУ? наперекор навстречу подобно
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом вследствие ввиду ЧЕГО? в случае
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом «ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»ЗАПОМНИ!!! ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом НЕПРАВИЛЬНО!!! ПО ПРИЕЗДУ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА ПО ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ
Нарушение управления в словосочетании с предлогом Запомни! Оплатить что – уплатить за что беспокоиться о ком – тревожиться за кого надеть что на что – одеть кого во что обращать внимание на что – уделять внимание чему отзыв о чем – рецензия на что предостеречь от чего – предупредить о чемзаметить что – догадаться о чем
Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов Как, так и; не только, но и; не столько, сколько; ЗАПОМНИ не так, как; ДВОЙНЫЕ хотя и, но; СОЮЗЫ не то что(бы), но(а); если не, то
Потренируемся! Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство. Одним из времен года, вдохновлявших туристов на походы и экспедиции, всегда было лето. Одним из ярких зрелищ, изображенных на картине Нестерова, стал летний пейзаж с травами, синеглазыми реками, взгорьями и темными лесами. У многих людей, зачитывавшихся в детстве былинами, русскими сказками, дух захватывало от описаний богатырских подвигов. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание. Одним из официальных документов, дающим описание отличительных свойств, качеств кого-либо, является деловая характеристика. Один из фактов биографии Чехова, ставший недавно известным, - строительство им на свои средства четырех сельских школ. Некоторые из льдин, разгоняемых весной быстрым течением, разбивались с особенной силой. В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги) (В2) Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium) — часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. Обстоятельственные:времени — вчера, сегодня, завтра, утром, днём; места - далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там;причины —сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле;цели — нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку.Определительные:качественные — холодно, зверски, грустно, странно;количественные — много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды.
Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги) (В2) Местоимение — часть речи, употребляемая вместо имени, не называющая предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывающая на них.Разряды местоимений:1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.2. Возвратное: себя.3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.).5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.).6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько.7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги) (В2) Разряды частиц1. Модальные частицывопросительные: ли, неужели, разве;восклицательные: как, что за;ограничительные: только, лишь;указательные: вот, вон;усилительные: ни, ведь, все-таки, даже, же;уточнительные: именно, как раз.2. Формообразующие частицы бы (для образования условного наклонения): пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения): бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени).3. Отрицательные частицы не, ни
Часть С Композиционное оформление сочинения; логическое оформление сочинения ( в т.ч. абзацное членение); грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка; теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен/не согласен»).
План - алгоритм 1. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Если таких много, выберите только одно. 2. Переделайте его в вопросительное. Задайте этот один вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос – вы найдёте проблему, поднятую автором в тексте.3. Прокомментируйте её, объясните, из каких слов автора видно, что это именно та проблема, которую вы нашли.
Тренируемся! 1. Начинайте текст с назывного предложения.2. Почувствуйте тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.) по отношению к именно той проблеме, которую вы написали в 1-ом абзаце. Из каких слов это видно? Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме. 3. С красной строки запишите позицию автора по данной проблеме: «Автор убежден (с грустью говорит, иронизирует и т. д.) в том (о том, над тем )…» и далее саму позицию автора...4. Разделяете ли вы позицию автора? Если да (нет), с красной строки запишите (желательно синонимами), с чем вы согласны (или не согласны), объясните почему.
Тренируемся! 5. Красная строка. Покажите на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если не было в личной жизни или вы не помните ни одного похожего примера, то сочините свой пример на эту проблему (ту, которая была в первом абзаце). 6. Красная строка. Докажите, что именно этот пример убедительно выражает ваше согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.
Проверьте себя! - У вас должна рассматриваться только одна проблема, та, которую вы написали в первом абзаце!- Слово «ПРОБЛЕМА» должно быть написано в первом, втором абзаце обязательно!- Слово «ПРОБЛЕМА» может быть заменено на основной вопрос, который ставит автор. - Должно быть два аргумента (пример +исследование, т.е. почему именно этот пример, с вашей точки зрения, подтверждает логику ваших рассуждений, подумайте, как он помогает понять проблему, дает ли он возможность сделать верные выводы).
Памятка! Закончить сочинение можно призывом, способом решения проблемы, заключить, что проблема эта вечна и человечество будет искать ответ на этот вопрос.