Тема текста Урок русского языка в 5 классе
Разминка Вставить пропущенную букву, графически обозначить орфограмму: 1 вариант 2 вариант уд…влят(?)ся - ед…ница – уд…лят(?)ся - задр…жать – изв…нит(?)ся - прор…дить (грядку)- отв…рить (дверь) - посв…тить (огнем) посв…тить (стих) - грус…ный – шес…вовать (по улице) – ше…ствовать (над малышами) – Вывод: о правописании проверяемых гласных и согласных в корне слова2. Вставить букву в безударном личном окончании глагола: пляш…т - объяв…т - бормоч…т скач…т - расхвал…т - гон…т – кле…т - слыш…т - смотр…т – кле…т - вид…т - чита…т Вывод: о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Творческий диктант Заменить выделенные словосочетания глаголами на –ТСЯ и –ТЬСЯа) Отря… должен был сделать остановку. Отряд должен был (что сделать?)остановиться.б) Противник перестал оказывать сопротивление. Противник перестал (что делать?) сопротивляться.в) Тиш…на была нарушена звоном комаров. Тишина (что делает?) нарушается звоном комаров.Вывод: о правописании –тся и –ться в глаголах.
Тема текста Что называется текстом? Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить.Что называется темой текста? Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.
Работа с текстом Озаглавьте текст, выразив в заглавии тему текста. 1. Лосёнок прождал мать всю ночь, но она не вернулась. Вдруг затрещали сучья. Раздвинулись кусты, и на поляне показались два невысоких существа. Это были дети лесника. Лосёнок доверчиво и радостно приблизился к ним.2. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда на крыльце и, не торопясь, умывался… Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер от злости. Маленький пёс стоял рядом.
Работа с текстом (устно) Цель: из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.
Тема широкая и узкая Работа с учебником. Наблюдения на стр. 35.Какой план соответствует данной теме: Приближение осениа) 1. В роще осенью б) 1. Частые дожди 2. Неожиданная встреча с ёжиком 2. Прелые листья в лесу 3. Ёж в доме лесника 3. Смена зелёной окраски на золотую 4. Радость детей 4. Редкие голоса птиц. Из записанных тем выбрать широкую, в которую входили бы все остальные, узкие темы: Осенний листопад; Осенью на нашей речке; Осень пришла…; Осеннее утро в роще; Последние осенние цветы; Моя рябина поздней осенью «Уж небо осенью дышало…»
Словарная работа Рябина – «ряб» - пёстрый, рябой рябинка рябинник рябиновыйРябиновые кисти, стройная рябинка
Подобрать и записать узкие темы к широкой Зимние развлечения.Мой сад.Полевые работы.Любимый уголок природы.Работа (устно) с упр.№ 80 стр. 36
Творческая работа Цель: написать сочинение по данному началу;определить тему, уточнить её границы;озаглавить. Однажды летом (осенью, зимой, весной) я пошел (пошла) погулять к озеру (в парк, на берег реки, моря, в рощу, в лес). Погода стояла чудесная, и на душе у меня было легко и радостно…..
Домашнее задание Закончить сочинение.Кому трудно выполнить творческое задание: учебник - упр. 81 стр.36