Текст Темы широкие и узкие
О чём эти строки ? Вот хлеба в полях заколосились, Вот запели птицы в синеве, Надо мною свет моей России, И других небес не надо мне. А. Прокофьев
Можем ли мы данную запись назвать текстом? Почему? Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. (В. Песков)
Признаки текста Заглавие; тема, идея; делимость: 1- начало, 2- основная часть, 3- конец; связность; композиционная завершённость.
Пинега Утром вышел к реке и ахнул: V не узнать старушку. V Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу. Всё в серой тине. V А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. V Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. (Ф. Абрамов)
Михаил Михайлович Пришвин В одной из книг М.М. Пришвина есть раздел «Времена года», в нём – подраздел «Январь», включающий миниатюры «Весенняя дорога», «Зонтики». Как вы думаете, что здесь является примером широкой темы, что – узкой? Почему?
Работа с учебником Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына (упр. 11) Какова тема всего «Дневника Коли Синицына»? А тема каждой дневниковой записи? Как мы занимались пчеловодством – широкая; тема каждой дневниковой записи – узкая.(Тема записи за 14 июля – Про нас в газете написали!)
Словарная работа Рубрика. В латинском языке рубрикой называлось заглавие закона, написанное красной краской. Происходи слово рубрика от латинского рубер – красный. В современном русском языке слово рубрика многозначно. Его основное значение – «заголовок раздела в газете, журнале». Тема рубрики – широкая, темы опубликованных под этой рубрикой заметок – узкие.
Подумайте В газете под рубрикой «Действуем!» была напечатана заметка на тему «Помогаем почтальонам». Какие темы заметок под рубрикой «Действуем!» могли бы предложить вы? Запишите эти темы.
Объяснение домашнего задания Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чем мне запомнилось первое школьное утро». Постарайтесь употребить в нём (там, где это уместно) глаголы настоящего или будущего времени в значении прошедшего.
Подготовка к домашней работе Понаблюдайте за переносным употреблением временных форм глагола в сочинении вашего сверстника. Яблоко на счастье. Когда я был совсем маленьким, мне очень хотелось учиться, а меня всё не принимали, и не принимали. Но вот наконец и пришло моё долгожданное школьное утро. Я проснулся очень рано. Умылся, оделся, и, пока мама хлопотала на кухне, один отправился в школу. Волнуясь, иду я по улице, смотрю по сторонам, словно предлагая всем полюбоваться моей новой курткой, моим новым портфелем с блестящим крепким замком. Вдруг с проезжавшей мимо машины совсем незнакомый парень бросает огромное румяное яблоко. «Лови на счастье!»- кричит он. И, представляете. Я поймал его, это душистое красное яблоко! И оно оказалось действительно счастливым:1-й класс я окончил отлично. (Дима К.)
Совет Конкретизируйте предложенную для сочинения тему: из всех впечатлений-воспоминаний о первом школьном утре выберите одно, самое яркое, самое памятное, может, чем-то дорогое, напишите только о нём и озаглавьте сочинение, конечно, по-своему. Спасибо за работу. Урок окончен.
Использованные материалы http://s06.radikal.ru/i179/1006/28/60774452fccbt.jpg http://www.bookovka.info/pic/dnevnik_kili_sin.jpg Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи, 6 кл.- М.:Дрофа, 2001 Никитина Е.И. Уроки развития речи.- М.: Дрофа. 2000 http://www.vix.ru/217544-1/apple_hand_364.png