«Своя игра» по разделу «Морфемика и словообразование». 6класс Шарпалова Елена Вячеславовна учитель русского языка и литературы МБУ СОШ №89 г.о.Тольятти
Вопросы, задания Баллы Словообразова-ние и морфемика 100 200 300 400 500 600 Способы Словообразова-ния 100 200 300 400 500 600 Ах, эти сложные слова! 100 200 300 400 500 600 Такие разные суффиксы 100 200 300 400 500 600
100. Словообразование и морфемика. Какое слово называется исходным? А какое производным?
Ответ Исходным называется слово, от которого образуется новое однокоренное слово. Производное слово- это то, которое образовано от исходного.
Кот в мешке
200. Кот в мешке Назовите непарные глухие согласные звуки.
Ответ Непарные глухие согласные: [х], [х'], [ц], [ч']
300. Словообразование и морфемика. Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи. Служить заслужить … заслуженно.
Ответ Наречия на –о образуются от прилагательного. Служить заслужить заслуженный заслуженно
400. Словообразование и морфемика. Что такое грамматическое значение слова? В какой морфеме оно заключено?
Ответ Грамматическое значение слова – это набор грамматических признаков слова (род, число, падеж, склонение, спряжение и др.) Граммат. знач заключено в окончании.
500. Словообразование и морфемика. В каком ряду строение всех слов соответствует схеме: корень + суффикс (-ин-) + суффикс (-н-) + окончание (-ый)? 1) Старинный, магазинный, каменный; 2) картинный, аршинный, машинный; 3) перинный, блинный, витаминный; 4) вершинный, равнинный, серединный.
Ответ 4) верш-ин-н-ый, равн-ин-н-ый, серед-ин-н-ый.
600. Словообразование и морфемика Восстановите слово по описанию морфем. 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека. 2. Соединительный гласный. 3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’. 4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’. 5. Суффикс (окончание) инфинитива.
600. Ответ Восстановите слово по описанию морфем. 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека. 2. Соединительный гласный. 3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’. 4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’. 5. Суффикс (окончание) инфинитива. Рук-о-дель-нича-ть
100. Способы словообразования. Перечислите способы образования слов.
100. Ответ 1. Суффиксальный 2. Префиксальный (приставочный) 3. Приставочно –суффиксальный 4. Безаффиксный (бессуффиксный) 5. Сложение 6) Аббревиация
200. Способы словообразования. Каким способом и при помощи каких морфем образованы данные существительные: Решение, движение, молчание
200. Ответ Данные существительные образованы суффиксальным способом от глаголов при помощи суффиксов –ений- и –ний-. Реш-ени [j‘-э] решать Движ-ени [j‘-э] двигаться Молча-ни [j‘-э] молчать
300. Способы словообразования. Сделайте словообразовательный разбор слов: бездонный отпечаток веселье
300. Ответ Бездонный дно (пристав-суф.) Отпечаток отпечатать (суффикс.) Весель [j‘-э] весёлый (суффикс.)
400.Способы словообразования. Каким способом и от какого слова образовано слово выход?
400. Ответ Выход выходить (безаффиксный)
500. Способы словообразования Какие существительные образуются безаффиксным способом? (с каким значением) Приведите примеры.
500. Ответ Безаффиксным способом образуются существительные от глаголов и прилагательных: 1) со значением действия (шум шуметь) 2) со значением признака (синь синий)
600. Кот в мешке
600. Кот в мешке Раскройте скобки, объясните написание. Поставьте знак препинания. Что(бы) такое сделать что(бы) всех удивить?
600. Кот в мешке. Что бы сделать, чтобы всех удивить? мест.+ частица союз
100. Ах, эти сложные слова! Какие слова называются сложными?
100. Ответ Сложными называются слова, которые содержат два корня.
200. Кот в мешке
200. Кот в мешке. Выделите грамматические основы и расставьте недостающие знаки препинания. Мой друг поэт. Река как синяя лента. Книга это источник знаний. Любить значит страдать.
200. Ответ Мой друг – поэт. Река как синяя лента. Книга – это источник знаний. Любить - значит страдать.
300. Ах, эти сложные слова! Как пишутся части пол- и полу-? Запишите верно слова: (Пол) лимона, (пол)школы, (полу)свет, (пол)арбуза, (пол)жизни, (пол)Москвы
300. Ответ Пол-лимона, полшколы, полусвет, пол-арбуза, полжизни, пол-Москвы
400. Ах, эти сложные слова! Какие сложные прилагательные пишутся слитно?
400. Ответ Слитно пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний: Бледнолицый бледное лицо
500. Ах, эти сложные слова! Запишите, раскрыв скобки, слова. Объясните написание: (металло)режущий станок, (шахматно)шашечная секция, (судо)ходная река, (изжелта)красный, (юго)восточный, (дальне)восточная природа, (горько)солёный.
500. Ответ Металлорежущий (режет металл), шахматно-шашечная(шахматная и шашечная) судоходная (ходят суда) изжелта-красный (цвет), юго-восточный (сторона света), дальневосточная (Дальний Восток) природа, горько-солёный (горький и солёный).
600. Ах, эти сложные слова! Придумайте не менее 7 сложных прилагательных, обозначающих портретную характеристику человека (внешность).
100. Такие разные суффиксы. Объясните правописание суффиксов –ек- и –ик-. Приведите примеры.
100. Ответ. Если при склонении слова гласный в суффиксе пропадает – пишем –ЕК-: звоночек – звоночка Если же гласный сохраняется – пишем –ИК-: ключик – ключика
200. Такие разные суффиксы. Запишите верно слова. Расскажите правило, на которое даны слова. Какое слово ему не подчиняется? Почему? Перепи__ик Пиль_ик Гру__ик Об_ез___ик Буфет_ик Развед_ик Обман_ик Колоколь_ик
200. Ответ. Переписчик Пильщик Грузчик Объездчик Буфетчик Разведчик Обманщик Колокольчик
300. Такие разные суффиксы. Запишите верно слова. Расскажите правило, на которое даны слова. Какое слово ему не подчиняется? Почему? Настра_вать Попроб_вал Затраг_вать Шефств_вать Зачит_вать Зап_вать
300. Ответ. Настраивать- настраиваю Попробовал- попробую Затрагивать- затрагиваю Шефствовать - шефствую Зачитывать - зачитываю Запевать – запеть!!!
400. Такие разные суффиксы. Образуйте прилагательные при помощи суффиксов –к-, -ск- от слов: Матрос, солдат, таджик, бедняк, словак, эскимос, киргиз.
400. Ответ. матросСКий эскимосСКий солдатСКий киргизСКий таджикСКий бедняцКий словацКий
500. Кот в мешке
500. Кот в мешке. Что означает выражение «сражаться с ветряными мельницами»? Откуда пошло это выражение?
500. Ответ. Выражение «сражаться с ветряными мельницами» употребляется в значении «бесплодно бороться с выдуманными препятствиями»? Возникло это выражение, благодаря герою романа Сервантеса «Дон Кихот», который принял мельницы за чудовищных великанов и стал бороться с ними».
600. Такие разные суффиксы. Образуйте прилагательные от существительных: Земля, солома, государство, папа, серебро, рожь, трава, шерсть, журавль, отечество.
600. Ответ ЗемлЯНой, соломЕННый, государствЕННый, папИН, серебрЯННый, ржАНой, травЯНой, шерстЯНой, журавлИНый, отечествЕННый.
Ссылки на изображения -Своя игра http://gymnasium7.com/wp-content/uploads/2011/12/svoja_igra.jpg -Кот в мешке http://falca.klar.net.ua/portfolio/previews/cat.gif
Использованные ресурсы http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-005.htm http://rudocs.exdat.com/docs/index-414072.html?page=6 http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/23-slovoobrazovanietest.html http://foxworld.ucoz.ru/load/didakticheskie_materialy/trenirovochnye_uprazhnenija_po_slovoobrazovaniju/12-1-0-151