Суффиксы имён прилагательных Г.Н.Парушкина, учитель МКОУ «Бородинская ООШ», Омской обл.
«Разминка». Какое утверждение верно? 1. В словах сам, шрам, там нулевое окончание. 2. В словах сам, шрам, там нет окончания. 3. В словах сам, шрам (склоняемых) нулевое окончание, а наречие там его не имеет. 4. В словах сам, шрам, там окончание одинаковое – ам.
Проверка домашнего задания Назовите предложение с обращением (упр. 398). Почему слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение, часто встречаются в народных песнях, пословицах? Приведите подобные примеры из известных вам песен или стихов.
Самостоятельная работа Упражнение 399 Обратите внимание на многозначность суффиксов.
Тренировочные упражнения Упражнения 394, 395 (устно)
Тренировочные упражнения Упражнение 396 (письменно) С какой целью использует автор эти прилагательные в художественном описании.
Составьте словосочетания, используя данные прилагательные в роли зависимых слов. Горный- гористый, дружный – дружеский, близкий – ближний. Однокоренные слова ,выполняющие одинаковые синтаксические функции, различаются сочетаемостью с другими словами. Смешение паронимов приводит к речевым ошибкам.
Домашнее задание § 75 ,словарные слова с.154. 155, Упр.400
Обобщение Что нового вы узнали? Какими могут быть суффиксы по значению? Однозначные и многозначные. Что образуется при помощи суффикса: однокоренные слова или формы слова? При помощи суффиксов образуются однокоренные слова.
Суффикс - Значимая часть слова, которая находится …и служит для … Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Объяснительный диктант Выделите суффиксы прилагательных и существительных. Укажите роль слов с суффиксами субъективной оценки для передачи впечатлений автора. Глаголами какого времени выражены сказуемые в тексте? Обратите внимание на суффикс –л- , который указывает на форму прошедшего времени. Перед ним сохраняется гласная, которая была перед –ть: висеть- висели, доставать-доставали.
спасибо за урок!
Источники В качестве фона использован авторский рисунок (идея рисунка: http://www.adobetutorialz.com/articles/2909/1/We-wish-you-a-Merry-Christmas-illustration) . Использованы задания из пособия Раман Т.В. «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку»(М.: «Экзамен», 2007)