Сочинение – сравнительная характеристика Материалы для подготовки к сочинению Дидактический материал к уроку русского языка Автор: Воронина Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Андреевская СОШ» Судогодского района Владимирсокй области
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. «Лучше всего можно узнать характеры из их сравнения…» Сочинение-сравнительная характеристика
Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь; –нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем. Установить черты сходства или различия, сопоставить. С. две величины. Не с. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
Многие герои в русской литературе даны «ПАРАМИ» ОНЕГИН – ЛЕНСКИЙ ОНЕГИН – ТАТЬЯНА ОНЕГИН - АВТОР ПЕЧОРИН – ГРУШНИЦКИЙ БАЗАРОВ – АРКАДИЙ КИРСАНОВ ОБЛОМОВ - ШТОЛЬЦ ПЬЕР БЕЗУХОВ – АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ КУТУЗОВ – НАПОЛЕОН
Сравнение – одна из логических операций мышления, включающая поиск общих черт и различий между объектами. Первый вопрос, над которым следует задуматься – В ЧЁМ ЦЕЛЬ СРАВНЕНИЯ?
СРАВНЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ – способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т.д. Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.
«БЕСПРОБЛЕМНЫМ» такое сочинение быть не может!
Анализируя эпизоды, сравнивай героев, при этом не упускай из виду поставленную проблему! МОЖНО СРАВНИТЬ первое появление героя портрет окружающую жизненную обстановку отношение с близкими ему людьми поведение в сходных ситуациях авторское отношение к герою и т.д.
Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. «Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и непременно с упоминанием редьки и её хвоста».
Завершая своё сочинение, НЕ ЗАБУДЬТЕ О ГЛАВНОМ: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.
НИ ПУХА НИ ПЕРА!