Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Подготовка к сжатому изложению в 9 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Жаковщикова Ю.П.
Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Прослушайте текст во второй раз. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
ЦЕЛЬ Подробное изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Краткое изложение Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур
Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
Исключение синонимов в ряду однородных членов Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Сочетание исключения и обобщения В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Сочетание исключения и обобщения Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими фантастическими куполами. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.
Упрощение синтаксических структур. Замена прямой речи косвенной. Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул: - Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон - за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь. - Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал. - Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия. Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой).
Упрощение синтаксических структур. Преобразование СПП и ССП в бессоюзные. (Знаки препинания не расставлены).1). Мне очень понравился доклад: в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства. 2). Солнце дымное встаёт - будет день горячий. 3). Каждый, кто хотя бы немного изучал географию знает: наш земной шар на три четверти покрыт водой. 4). Не умея в руке держать топор, дерева не стешешь - не зная языка, хорошо, красиво, просто и понятно не напишешь.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Список использованной литературы. Учимся писать изложение. / Г.К.Лидман-Орлова/. М.: Дрофа, 2003. Рабочая тетрадь: Подсказки на каждый день: Русский язык: 9 кл.: 2 полугодие. / Т.Ю.Угроватова/. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998. Русский язык : учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. 27-е изд. – М. : Просвещение, 2005. Электронные ресурсы. www.openclass.ru/node/20722 www.gmsib.ru/article.php?article=159 Uchilkin-Blog.ru/?p=137