ЛЕКЦИЯ №9 Средства наглядности в обучении русскому языку
План 1. Наглядность как важнейший дидактический принцип. Способ его реализации. 2. Требования к использованию наглядности. 3. Задачи, решаемые при помощи наглядности. 4. Средства наглядности.
Наглядность в обучении русскому языку- один из дидактических принципов, применённых к предмету «русский язык», состоит в опоре на чувственное познание, в образовании у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предмета и явлений, в данном случае – явлений языка.
Наглядный материал – сам язык Живая речь (звучащая и написанная)(художественные произведения)
Основной способ реализации принципа наглядности – использование средств наглядности в учебном процессе
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНОСТИ Связь наглядных материалов с темой, содержанием урока в целом и со всеми его компонентами; Определение цели использования наглядных пособий; Целесообразность использования на том или ином этапе урока и связь данного этапа с другими частями урока;
Подготовка учащихся к восприятию наглядных средств; знакомство с содержанием и обучение алгоритму использования; Выделение достаточного времени для работы с наглядными средствами; Отсутствие перегрузки урока наглядными средствами.
Задачи, решаемые при помощи наглядности Мобилизация психической активности уч-ся; Введение новизны в учебный процесс; Повышение интереса к уроку; Увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; Расширение объёма усваиваемого материала; Выделение главного в материале и его систематизация.
Средства обучения, реализующие принцип наглядности, различаются : По характеру материала (словесный, изобразительный, модели и схемы языковых единиц) По способам подачи материала (с помощью ТСО и без них, в статике или в динамике) По организационным формам работы с ними (фронтальная работа на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного материала) По видам восприятия (зрительному, слуховому, зрительно-слуховому)
СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ Зрительная наглядность: экранные (слайды),печатные (таблицы, картины, демонстрационные карточки, раздаточный материал) Звуковая наглядность (магнитофонные записи, диски) Зрительно-слуховая наглядность (экранно-звуковые средства: к/ф, видео- и телефильмы)