PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Сочинение о способности слов связываться в словосочетания и включаться в предложения
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Сочинение о способности слов связываться в словосочетания и включаться в предложения


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Сочинение о способности слов связываться в словосочетания и включаться в предложения


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Сочинение о способности слов связываться в словосочетания и включаться в предлож
Описание слайда:

Сочинение о способности слов связываться в словосочетания и включаться в предложения ГИА С2

№ слайда 2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингви
Описание слайда:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И. И.Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И. И.Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

№ слайда 3 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.И.Постн
Описание слайда:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.И.Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

№ слайда 4 Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких
Описание слайда:

Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов, выраженное с помощью подчинительной связи.

№ слайда 5 Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой гр
Описание слайда:

Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

№ слайда 6 В русском языке немало таких слов, которые бы «притягиваются» друг к другу. Напр
Описание слайда:

В русском языке немало таких слов, которые бы «притягиваются» друг к другу. Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Поэтому нас смешит неудачное сочетание слов в рассказе юного натуралиста: «Вдали показалась стая уток и зайцев». Комично и такое «наблюдение»: «На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия» (так можно сказать о собаке, но не о кошке). Во всех этих случаях слова соединены неправильно: нарушена лексическая сочетаемость. Д.Э.Розенталь «Притяжение слов» Лексическая сочетаемость слов

№ слайда 7 Сочетаемость всегда связана с согласованием двух слов, которое Сочетаемость всег
Описание слайда:

Сочетаемость всегда связана с согласованием двух слов, которое Сочетаемость всегда связана с согласованием двух слов, которое п о з в о л я е т р а с к р ы т ь лексическую сущность данного словосочетания; синтаксические отношения в словосочетании.

№ слайда 8 Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом.
Описание слайда:

Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. В речи мы употребляем слова не по одному, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а другие имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Какие правила следует помнить, сочетая слова?

№ слайда 9 П р а в и л о п е р в о е: следует учитывать предметно-смысловые связи слов. Сое
Описание слайда:

П р а в и л о п е р в о е: следует учитывать предметно-смысловые связи слов. Соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Озеро может быть глубоким и мелким, холодным и тёплым, лесным и горным, но не может быть сильным или высоким; нельзя дышать водой, стирать рыбу или жарить снег, так как предметно-смысловые связи этих слов исключают взаимную сочетаемость.

№ слайда 10 П р а в и л о в т о р о е: объединению слов могут препятствовать их лексические
Описание слайда:

П р а в и л о в т о р о е: объединению слов могут препятствовать их лексические особенности. Слова, обозначающие, казалось бы, соединимые понятия, не сочетаются; говорят причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, счастье. «Большая половина», «холодный кипяток», «табун девушек», «повысить кругозор», «оглянуться вперед», «глубокое детство», «потерпеть победу» - речевые ошибки!

№ слайда 11 П р а в и л о т р е т ь е: П р а в и л о т р е т ь е: сочетание слов определяетс
Описание слайда:

П р а в и л о т р е т ь е: П р а в и л о т р е т ь е: сочетание слов определяется их грамматическими свойствами. Нельзя связать слова бумажный и плакать, золотой и низко.Прилагательное не может сочетаться с глаголом, обстоятельственным наречием (лишь качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени: очень смешной).

№ слайда 12 Грамматическая (синтаксическая) сочетаемость слова определяется его грамматическ
Описание слайда:

Грамматическая (синтаксическая) сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Слово как единица какой-то грамматической категории имеет строгий набор синтаксических связей с другими словами. Правила грамматической сочетаемости формируются или как общие правила соединения простых предложений в составе сложного, правила сочетания членов простого предложения и т.п., или как схема сочетаемости отдельного слова (например, схема управления конкретного глагола). Законы грамматической сочетаемости проявляются, например, в том, что имена прилагательные легко сочетаются с существительными (нежный взгляд, добый человек и т.п.) и не сочетаются с количественными числительными и глаголами.

№ слайда 13 Стилистически окрашенные слова сочетаются со словами, обладающими идентичной окр
Описание слайда:

Стилистически окрашенные слова сочетаются со словами, обладающими идентичной окраской: Стилистически окрашенные слова сочетаются со словами, обладающими идентичной окраской: нейтральные слова, имеющие книжные и разговорные синонимы, свободно сочетаются только с нейтральными: плохая погода, вернуться домой; книжные — с книжными: неотвратимое возмездие, тщетно взывать; разговорные — с разговорными: повадки дворняги, неплохие ребята. Сочетания слов, обладающих разной стилистической окраской, ограничены в употреблении и допустимы только с определенной стилистической целью, чаще комической (совершить вояж, вкалывают на подиумах, уцепиться за совет и т.д.)

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Важнейшим средством выражения отношений между членами словосочетания (и членами
Описание слайда:

Важнейшим средством выражения отношений между членами словосочетания (и членами предложения) является форма слова. С помощью флексии связываются все изменяемые слова, выступающие в словосочетании в роли зависимых, например: нашего века, верность долгу, увлечение спортом, маленьких детей, восьмью книгами и т.д.Значительную роль в конструкции словосочетания играют предлоги, которые вместе с формой слова служат средством выражения связей и отношений между словами в словосочетании: письмо от деда, поездка по стране, план на неделю, разговор после встречи и т.п. Порядок слов в словосочетаниях в отдельных случаях имеет более или менее устойчивый характер. Так, наречия на -о, -е обычно стоят перед глаголом: грустно смотреть, искренне уважать; другие наречия образа действия – после него: вымыть дочиста, петь по-итальянски. Порядок слов в словосочетании выполняет грамматическую функцию; ср.: свежий воздух (атрибутивные отношения в словосочетании) – воздух свежий (предикативные отношения в предложении). Важнейшим средством выражения отношений между членами словосочетания (и членами предложения) является форма слова. С помощью флексии связываются все изменяемые слова, выступающие в словосочетании в роли зависимых, например: нашего века, верность долгу, увлечение спортом, маленьких детей, восьмью книгами и т.д.Значительную роль в конструкции словосочетания играют предлоги, которые вместе с формой слова служат средством выражения связей и отношений между словами в словосочетании: письмо от деда, поездка по стране, план на неделю, разговор после встречи и т.п. Порядок слов в словосочетаниях в отдельных случаях имеет более или менее устойчивый характер. Так, наречия на -о, -е обычно стоят перед глаголом: грустно смотреть, искренне уважать; другие наречия образа действия – после него: вымыть дочиста, петь по-итальянски. Порядок слов в словосочетании выполняет грамматическую функцию; ср.: свежий воздух (атрибутивные отношения в словосочетании) – воздух свежий (предикативные отношения в предложении).

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 (1) До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине. (2)Когда же от солнца пожухла
Описание слайда:

(1) До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине. (2)Когда же от солнца пожухла трава, выпасы перенесли на заречные луга. (1) До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине. (2)Когда же от солнца пожухла трава, выпасы перенесли на заречные луга. (3)Там река была широкая, течение сильное, и табун перегоняли через реку без жеребят. (4)Первое время, когда взрослые кони спускались к броду, малыши беспокойно носились по берегу, тянули морды вслед своим матерям и тоненько и нервно голосили. (5)Но вскоре они привыкли к тому, что их матери ежедневно исчезали за рекой. (6)Только Мальчик, озорной и непослушный жеребёнок, подолгу стоял, тревожно всматриваясь в заречную даль, где ходили в кустах взрослые кони. (7)Часто, обнюхав воздух, Мальчик осторожно входил в воду, но, испуганный сильной волной, шарахался к берегу и, раздувая ноздри, прерывисто и заливисто ржал. (8)И столько в его голосе было обиды и нетерпения, что Райка, его мать, иногда показывалась на том берегу и, встряхивая гривой, качала головой, словно хотела успокоить сына. (9)И вот однажды он вошёл в воду и пустился вплавь. (10)Лёшка увидел его, когда тот уже был на самой быстрине. (11)Лёшка его звал, но жеребёнка заметно сносило влево. (12)Он старался прибиться к берегу, но его уносило всё дальше и дальше, туда, где берег исчезал в болотистой пойме, заросшей камышами. (13)И тогда Лёшка бросился в воду и, подхваченный течением, поплыл наперерез. (14)Волна била в его лицо, качала перед глазами пену и водоросли, но он плыл и плыл, пока вдруг не возникла перед ним голова жеребёнка. (15)Тогда он ухватился за его скользкую и убегающую шею. (16) Жеребёнок косил на него расширенным от ужаса зрачком.(17)«Держись, Мальчик!» – устало просил его Лёшка, подгребая рукой воду. (18)В шуме бегущей воды подросток слышал, как глухо и быстро стучит сердце жеребёнка.

№ слайда 18 (19)Теперь их уже вместе несло вниз. (20)Мимо Лёшки и Мальчика, чуть в стороне,
Описание слайда:

(19)Теперь их уже вместе несло вниз. (20)Мимо Лёшки и Мальчика, чуть в стороне, медленно проплывали бутоны белоснежных лилий, поддерживаемые зелёными ладошками листьев. (21)Это надвигалась болотная пойма. (19)Теперь их уже вместе несло вниз. (20)Мимо Лёшки и Мальчика, чуть в стороне, медленно проплывали бутоны белоснежных лилий, поддерживаемые зелёными ладошками листьев. (21)Это надвигалась болотная пойма. (22)Неизвестно, хватило ли бы у них сил выбраться на берег, но вдруг послышалось далёкое и тревожное ржанье. (23)Это кобыла Райка, вытянув шею с развевающейся гривой, мчалась вдоль реки. (24)Поднимая брызги, лошадь влетела в воду и поплыла. (25)Вскоре она была перед ними и, гулко фыркая, мягкими губами прихватила Мальчика за холку. (26)Огромные и сизые глаза её жадно оглядывали сына, а на длинных ресницах, как слёзы, блестели капельки воды. (27)Лёшка взобрался на скрытый под водой Райкин круп, схватил Мальчика за гриву, и теперь все они вместе спокойно и медленно, как на буксире, поплыли к берегу. (28)Вот Райка ступила на дно. (29)Из воды показались её рыжая блестящая шея со спутанной гривой, перевитой стебельками речной травы, потом широкая, как палуба, спина, на которой восседал Лешка. (30)За ним тянулся обессиленный Мальчик. (31)Дрожь волнами перекатывалась по его влажной шелковистой коже. (32)Лёшка спрыгнул с лошади, молча отжал рубаху, поглядел на другой берег, туда, где остались жеребята, потрепал Мальчика за ухом. (33)Тот, ответив на ласку, потёрся о Лёшкину щеку. (34)Глаза его снова озорно и ярко вспыхнули, и вдруг он тоненько и победно заржал. (35)Лёшка притянул к себе Мальчика, рассмеялся и сказал: «Пора и тебе в табун!» (По С. Полетаеву )

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Описание слайда:

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». И.И.Постникова

№ слайда 21 По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналог
Описание слайда:

По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения): По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть. 

№ слайда 22 как? ↓─────Ч тихо легла ↓ ↓ нар. + глаг. Словосочетание глагольное. Способ связи
Описание слайда:

как? ↓─────Ч тихо легла ↓ ↓ нар. + глаг. Словосочетание глагольное. Способ связи — примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно. Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак. какая? ↓──────Ч южная ночь ↓ ↓ прилаг. + сущ. Словосочетание именное. Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного. Отношения определительные: указывается предмет и его признак. на что? Ч────↓ легла на землю ↓ ↓ гл. + сущ. в вин. п. с предлогом Словосочетание глагольное. Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного. Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные. Южная ночь тихо легла на город. ──── ═══ Подсказка

№ слайда 23 Поэтому права лингвист Постникова И.И., считающая, что «способность слова связыв
Описание слайда:

Поэтому права лингвист Постникова И.И., считающая, что «способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Вывод (высказывание лингвиста) Такая же смысловая связь и в словосочетании «ходили в кустах», но в нём зависимость существительного выражена не только окончанием –ах, но и предлогом «в». Приводим пример 2, иллюстрирующий указанное явление комментируем его. Так, словосочетание «пасли лошадей» указывает на действие и предмет, на который оно переходит. Зависимость существительного выражена в нём окончанием – ей. Приводим пример 1, иллюстрирующий указанное явление комментируем его. Как известно, словосочетание - это соединение двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые мы задаём от главного слова к зависимому, а грамматическая выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Поясняем смысл высказывания (небольшое вступление)

№ слайда 24 Лингвист Постникова И.И. считает, что «способность слова связываться с другими с
Описание слайда:

Лингвист Постникова И.И. считает, что «способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Тезис Следовательно, чтобы слова объединились в словосочетание, нужно, чтобы они были связаны по смыслу и грамматически. Вывод А вот слова «матери», «ежедневно» в предложении 3 словосочетанием быть не могут, так как лексическое и грамматическое значения этих слов исключают взаимную сочетаемость. Приводим пример 2, иллюстрирующий указанное явление комментируем его. Рассмотрим это на примерах. Так, слова «белоснежный», «лилия» называют явления, связанные между собой в действительности, поэтому они могут образовать словосочетание. Однако для этого их нужно связать ещё и грамматически: «белоснежных лилий» (предложение 19). Оба слова стоят в родительном падеже множественного числа. Приводим пример 1, иллюстрирующий указанное явление комментируем его. Мы знаем, что слову свойственны лексическое и грамматическое значения. Поэтому, обладая ими, оно иногда способно объединяться с другими словами. Поясняем смысл высказывания.

№ слайда 25 «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться
Описание слайда:

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». И.И.Постникова

№ слайда 26 Известный филолог Постникова И.И. утверждает:«Обладая и лексическим, и грамматич
Описание слайда:

Известный филолог Постникова И.И. утверждает:«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Известный филолог Постникова И.И. утверждает:«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Это в самом деле так. Именно от смысла слова зависит, каким способом оно соединится с другим словом, однако смысловое соединение невозможно без согласования форм. Например, предложение 16 («Жеребёнок косил на него расширенным от ужаса зрачком») - это грамматически связанные слов, имеющие смысловую и интонационную законченность. В нём подлежащее и сказуемое согласуются в роде и числе, а слова «на лугу» и «зрачком», зависимые от сказуемого «косил», - в падеже. С помощью окончаний и предлога выражается и грамматическая связь  слов в словосочетаниях «расширенным зрачком» и «расширенным от ужаса». А вот в предложении 20 есть слова, которые, объединённые грамматически, казалось бы, не подходят друг другу по лексическому значению: «зелёными ладошками (листьев)». Но главное слово здесь употреблено в переносном значении и называет то, на что похожи листья, а поэтому закономерно входит в структуру этого предложения. Следовательно, известный лингвист права.

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке.Д.Э. Ро
Описание слайда:

Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке.Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке.Д.Э. Розенталь. Притяжение слов.Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языкаД.Э. Розенталь. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru