Презентация к уроку русского языка в 9 классе Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными(придаточные места) Автор: Сумина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» г. Мегиона ХМАО-Югры
Повторить признаки СПП с различными видами придаточных; Повторить признаки СПП с различными видами придаточных; формировать знания об отличительных признаках придаточных места(строение, средства связи, положение в СПП); формировать умение опознавать СПП с придаточными места среди других СПП; формировать умение анализировать СПП, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными места.
Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых… Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите! К.Г.Паустовский
СПП с придаточными СПП с придаточными ……………
«Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…» Д.С.Лихачёв
Почему они так называются -обстоятельственные? Почему они так называются -обстоятельственные?
Почему придаточные места так называются? На какие вопросы отвечают? Какое положение в СПП могут занимать? Почему придаточные места так называются? На какие вопросы отвечают? Какое положение в СПП могут занимать? К чему в главной части относятся? Чем присоединяются к главному?
Где? Куда? Откуда? Где? Куда? Откуда? Обозначают место действия, о котором сообщается в главной части. Может стоять после определяемого слова и перед определяемым словом
Как определить вид придаточного? Как определить вид придаточного? Задать от главной части вопрос. Определить, от какой части речи зависит. Выяснить средство связи. Установить смысловую связь между частями. Сделать вывод.
Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. Я стал всматриваться. Над водой, чуть подёрнутой рябью, кружила стая чаек. Я пристально вглядывался в кромешную тьму. Доносились осторожные всплески воды. Всюду тянулась без конца бурая, невесёлая равнина. Не взглянешь. Не обращаю взор. Везде синеет мрачный бор. Там растут розы. Растут и шипы. Река меньше шумит. Она становится глубже.
Продолжи фразу: Продолжи фразу: Придаточные места отвечают …. обозначают ……….Зависят от….. К главной части присоединяются …. Придаточные места могут занимать…………
Ты знаешь край, где всё обильем дышит, Ты знаешь край, где всё обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет, В вишнёвых рощах тонут хутора. Я не знаю, где граница Между севером и югом; Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом. Скоро там, где спят купавы, Где туманны небеса, На серебряные травы Ляжет медленно роса.