Словообразование и словотворчество Мы живы острым и мгновенным,Наш избалованный каприз:Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз. Игорь Северянин
Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучения
лист листок листочек
это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Суффиксы:1 формообразующие;2 словообразовательные
Синь – глубь – скрип – выход – зелень – синеть глубокий скрипеть выходить зеленеть
Выпишите из предложений существительные, образованные бессуффиксным способом. Ранним утром мы шли вдоль реки. Несколько чаек кружились высоко в небе. Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. Тишь кругом и красота. Выпишите из предложенийслово, образованное суффиксальным способом. Андрею приснился страшный сон. Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. Наутро Андрей пошёл к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
НепродуктивныеНепродуктивные и продуктивные приставки и суффиксы
Задание № 1 В каком ряду расположены слова, образованные приставочно – суффиксальным способом. надомник, приусадебный, пресмешнойподбородок, бесстыдник, разнесчастныйпо – братски, подводник, переувлажнитьподснежник, разбежаться, приморский
Марина Цветаева 1892 - 1941
Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Выпишите слова, соответствующие одной словообразовательной модели. Объясните, для какой цели в этом стихотворении применен прием нанизывания одноструктурных слов. Так вслушиваются ( в истокВслушивается – устье ).Так внюхиваются в цветок:Вглубь – до потери чувства!Так в воздухе, который синь,-Жажда, которой дна простынь, Всматриваются в память.Так вчувствовывается в кровьОтрок – доселе лотос.… Так влюбливаются в любовь:Впадываются в пропасть.
Сергей Есенин 1895 - 1925
Выпишите из текста слова, придуманные С.Есениным. Объясните, в каком значении употреблено каждое слово и по какому образцу создано. 1. Как бабочка – я на костер Лечу и огненность целую.2. Мне нравится запах травы, морозом подожженной, И сентябрьского листолета протяжный свист. 3. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытых хлебов не видали. Только видели березь и цветь Да ракитник, кривой и безликий.
Посмотрите, как необычно записан текст. Зачем М. Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее? Принято ли в современном языке членить основу расстояние? Рас – стояние: версты, мили…Нас рас – ставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели,По двум разным концам земли.Рас – стояние: версты, дали…Нас расклеили, распаяли,В две руки развели, распаяв, И не знали, что это сплавВдохновенный и сухожилий…
Велимир Хлебников 1885 - 1922
3. Найдите стихотворении В. Хлебникова авторские неологизмы. По какой словообразовательной модели они созданы ? С какой целью используются. 1. Леса лысы. Леса обезлосили. Леса обезлисили. 2. Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей… Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна!
Мы живы острым и мгновенным,Наш избалованный каприз:Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз. Игорь Северянин
Задания ЕГЭ по теме «Словообразование» Назовите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИИз предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. Роли ? Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей ( есть и такой ). Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» ( т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания ). Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены… Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе.
3. Из предложений выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. Из глубины истории идет увлечение алхимией, долгое время остававшееся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания наших соотечественников, заинтриговав В. Бехтерова и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты.
4. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно - суффиксальным способом. Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким – то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.
5. Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксальным способом.- Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете… Я хочу ехать, а у меня… я небогата… Мне от Петербурга до Курска… Гм… Так – с… А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?Нет, здесь нравится. Я к родителям. Давно уж у них не была… Мама, пишут, больна…- Гм… Вы здесь служите или учитесь?
6. Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные.
Мы живы острым и мгновенным,Наш избалованный каприз:Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз. Игорь Северянин
Домашнее заданиеПо подсчётам учёных, в произведениях В. Маяковского почти 3 тысячи индивидуально – авторских образований. Выпишите такие слова, подумайте, как и для чего они образованы. Желаем успеха !