МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа№2» Слова категории состояния Выполнила Тейхреб Людмила Николаевна, учитель руского языка и литературы Р.п. Благовещенка.2012
Методический комментарий Целью материалов презентации является углубление представлений о категории состояния, выработка умения различать омонимичные части речи: прилагательные, наречия, слова категории состояния. Опираясь на признаки, представленные в таблице, учащиеся анализируют предложения. Организуется самостоятельная работа с самопроверкой. Сообщаются семиклассникам сведения, не представленные в учебнике, о том, что слова категории состояния могут выражать временные и пространственные отношения, об особой группе со значением возможности, долженствования, необходимости. Знакомятся учащиеся со словами категории состояния, образованными от существительных. Используемая литература: 1. Костяева Т.А. . Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004-2005 учебный год. РЯШ, №6, 2004. с.108 2. Ерошкина Н.А., Широкова Л.Н. Омонимия слов категории состояния, прилагательных и наречий (7 класс), РЯШ №9, 2010. с.38
Слова категории состояния могут выражать временные и пространственные отношения (поздно, долго, близко, глубоко) Особую группу категории состояния представляют слова со значением возможности (невозможности), долженствования, необходимости: Можно, возможно, нельзя, должно, надобно, надо, нужно, необходимо и др. К этим словам обычно примыкают глаголы в неопределенной форме (Упр. 281). Слова категории состояния, образованные от существительных: грех, пора, время, крышка, конец, жаль и др.(Шутить не время. Мне лень вставать). В отличие от исходных существительных, слова категории состояния не изменяются. Ср.: лень, ленью, лени и Ему лень учить уроки.
Омонимия слов категории состояния, прилагательных и наречий
Распределите предложения по соответствующим колонкам, выделите грамматические основы Саша смешно рассказывал о себе. 2. Мне стало смешно. 3. Показное трудолюбие смешно. 4. На улице ветрено. 5. Тихо пела скрипка. 6. Ее лицо было печально.
Проверка
Подчеркните грамматические основы, определите, какими частями речи являются слова на - о; объясните орфограммы и пунктограммы Было совсем темно и за деревьями поднималась неправильным кругом оранжевая луна. 2. Я вступил в эту жизнь пережив ее уже мысленно и мне стало скучно и гадко.