Изобразительные средства языка
Тропы – образные средства, основанные на многозначности слова Стилистические фигуры- конструкции ,придающие выразительность речи
тропы Приём, когда слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному Употребление части вместо целого или целого вместо части Описательный оборот речи, который применяется, чтобы избежать повторения Перенос наименования по сходным признакам предметов Преуменьшение свойств предмета или явления
Сравнение – уподобление явления другому по какому-либо общему признакуСравнительный оборот с союзом как, будто, словно, точно…(Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи…) Сравнение в виде придаточного предложения (Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду…)
Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже (Ягненочком кудрявый месяц гуляет в голубой траве) Сравнение, выраженное прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным (Под ним струя светлей лазури) Задания: создайте сравнения разных типов на темы «Невеста», «Кошка», «Дождь»
образные возможности сравнения Мускулы у него ходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавом. 2. Маленький человек вынул из экипажа чудесную куклу, точно розовый свежий букет, перевитый лентами. 3. Снизу или с другого берега мосты казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. 4. Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлепнулась, как сырое тесто. 5. Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как яйцо в кипятке. (Ю.Олеша)
фигуры Параллельное расположение структурных элементов в 2х-3х смежных высказываниях Расположение слов или частей фраз в порядке возрастающего значения
Художественный эффект употребления бессоюзияТени сизые смесились, Цвет померкнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул Ф.И.Тютчев И тени сизые смесились, И цвет померкнул, и звук уснул; Жизнь и движенье разрешились В сумрак зыбкий и в дальний гул Что изменилось в звучании стихотворения? 1. Бессоюзие делает речь сжатой, компактной
2. Использование бессоюзия придает впечатление насыщенности, бесконечности Все кругом Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно- довольное, тайно-блудливое, Плоско- смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, чёрное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежащее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное! Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем, всё будет иначе. З.Гиппиус 1904 г
Какая фигура речи будет противоположна бессоюзию?Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Многосоюзие замедляет движение, придает фразе напевность
Матери И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминает. А.Твардовский Кому поэт посвятил это стихотворение? Какие особенности позволяют сделать такой вывод?
Найдите общий прием, использованный в текстах. С какой целью он использован?Парцелляция – расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют из себя неполные предложения Парцелляция придает речи особую выразительность, подчеркивая значение каждого слова. (Передача сильных чувств)
Похрустывают косточки минут Под сапогами бешеного дня. Потрескивают. Будто хворост мнут В печи, за створкой, щупальца огня. Позвякивают. Мимо. Как дожди. Посвистывают. Как песок из рук. Покалывают. Мелко. Как в груди… Но день велик. И в нем есть главный звук И.Снегова Какие еще образные средства использованы в стихотворении? Истолкуйте его.
Создайте свой пример парцелляции. Тема – покупка ребенку вещи, о которой он давно мечталИ вот он перед мной. Мяч. Большой. Гладкий. Блестящий. Упоительно пахнущий чем-то новым. Зовущий во двор, где давно играют мальчишки…