«ШТРИХ и СЛОВО» Обучение сжатому изложению «Что есть набросок?.. Порыв творчества в поисках искусства…» П.И.Чайковский Урок – творческая мастерская
Цели и задачи урока: 1) развивать умение восстанавливать структуру текста, сжато излагать содержание, используя разные виды компрессии; 2) формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, давая оценку поднятой в нем проблеме; 3) овладеть понятиями «набросок», «графика»; 4) познакомиться с творчеством Н.Кузьмина.
Алгоритм написания сжатого изложения Первое слушание. Задачи:
Пауза (5 мин) Задачи: 1. Запись ключевых слов и словосочетаний 2. Составление плана 3. Восстановление нарушенной последовательности абзацев.
Второе слушание Задачи: Проверить, правильно ли запомнили текст, последовательность микротем, все ли микротемы определены и выделены. Определить проблемы, поднятые в тексте. Корректировать план.
Способы и приемы компрессии текста Способы сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Приемы сжатия текста: 1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную; 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
1.Какова тема текста и его основная мысль? Как должен соотносится с ними заголовок? 2. Какие проблемы поднимаются в тексте? 3. Каков тип текста ? 4. Каков стиль речи? 5. Какой вывод завершает текст?
Справка КУЗЬМИН Николай Васильевич 19.12.1890.— 09.01.1987, график. Учился в рисовальной школе ОПХ у И. Я. Билибина, А. А. Рылова, Н. К. Рериха. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы: романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1932, золотая медаль на Международной выставке 1937 в Париже), драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" (1941), сказа Н. А. Лескова "Левша" (1957).
Работа над компрессией текста Сжатое изложение должно быть коротким, но полным по содержанию, т.е. передавать все микротемы текста. - Сколько микротем в тексте?
- Какова первая микротема? Из скольких предложений она состоит? Из одного предложения «Первым, кто обратил самое серьезное внимание на пушкинские рисунки, был график Николай Кузьмин. »
Какова вторая микротема? Основная мысль этой микротемы? На рисунках Кузьмина Пушкин становится героем своего романа, и героем самым главным и самым интересным.
- Какая следующая микротема? Художник прикоснулся к миру пушкинского творчества и ввел за собой читателя
- Какова последняя микротема? То, что сделал Кузьмин, иллюстрируя «Евгения Онегина», неповторимо.
Первым, кто обратил самое серьезное внимание на пушкинские рисунки, был график Николай Кузьмин. Его рисунки к роману «Евгений Онегин» в книге размещены как наброски Пушкина- на полях. Они как бы мгновенные зарисовки, сделанные почти на ходу. На рисунках Кузьмина Пушкин становится героем своего романа, и героем самым главным и самым интересным. Нарисовать размышления поэта или тоску Татьяны невозможно, но нарисовать героев так, чтобы за ними чувствовалась пушкинская симпатия и ирония, можно. Художник не только прикоснулся к волшебному миру пушкинского творчества, он в него вошел. И ввел за собой читателя. Сейчас уже можно говорить о традиции обращения к эскизам и наброскам самого поэта в русской графике, но то, что сделал Кузьмин, иллюстрируя «Евгения Онегина», неповторимо.
Словарная работа Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. НАБРО СОК, -ска, м. Рисунок или изложение, сделанные предварительно, в общих чертах. Карандашный н. Н. выступления, плана. ИЛЛЮСТРАЦИЯ- (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), 1) Объяснение с помощью наглядных примеров…2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст…3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дополните изложение вступлением и своими впечатлениями или отношением к данной проблеме, используйте полученную на уроке информацию, понятия; не забудьте перекинуть мостик к изложению.
Желаю удачи!