ТЕМА УРОКА: Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
Цели урока: систематизировать изученный материал об обособлении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов; развивать навыки анализа, сравнения исходного материала, грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств.
Обособить: выделить из общего, создав особое от других положение; в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения. С.И.Ожегов
Продолжите предложение и запишите правильный вариант. Выбрав пьесу, 1) оказалось, что там слишком много ролей. 2) началось распределение ролей. 3) была назначена первая репетиция. 4) мы немедленно начали репетировать.
Принадлежа к тому или иному сословию, 1) важная роль отводилась внешнему виду человека. 2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека. 3) человек должен был носить соответствующую одежду. 4) одежда человека должна соответствовать его статусу.
Закрыв книгу, 1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения. 2) герои недолго остаются в памяти. 3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря. 4) всё прочитанное сразу же забывается.
Читая стихи, 1) все слушали с интересом. 2) мне вспомнилось прошедшее лето. 3) обращайте внимание на ритм. 4) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.
Начиная новый абзац, 1) есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки. 2) существует правило писать с красной строки. 3) используют отступ, то есть пишут с красной строки. 4) давно возникла традиция писать с красной строки.
Работая над рецензией, 1) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания. 2) главная мысль определяется не сразу. 3) анализируется художественное своеобразие текста. 4) учеником была дана оценка прочитанного.
Держась за буксирную верёвку, 1) другой её конец прикреплён к катеру. 2) ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты. 3) можно мчаться со скоростью 60 км в час. 4) катер мчит воднолыжника по волнам.
Замените придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами: 1. Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку. 2.Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел. 3. Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей. 4.Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой рассказ. 5. Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора. 6.Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое действие спектакля.
Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение1.Врач внимательно осмотрел больного и вышел из палаты(дав нужные указания сестре). 2.Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала раздевать его ( ведя за руку; посадив на стул). 3.Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 4.За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны прижимались друг к другу (окружая его полукольцом; напоминая собой сказочных великанов).
Самостоятельная работа.
Домашнее заданиедва варианта выполнения домашнего задания: Повторить условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами и оформить результаты своей работы в виде презентации Написать сочинение-миниатюру на темы «Осенние зарисовки», «Золотая осень», используя обособленные определения и обстоятельства.
РефлексияКакие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?