Русский язык как развивающеесяявление Вводный урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель повторить сведения о русском языке, полученные 5 – 6 классах, и расширить их;повторить определения понятий «тема», «главная мысль»;повторить правила орфографии и пунктуации, изученные в предыдущих классах.
Запишите высказывание Вот три языка – русский, украинский и белорусский. Они братья и, так сказать, в прямом смысле: у них общий «родитель» - древнерусский язык. Потому они очень похожи «лицом»… Русский, украинский и белорусский – «дети» древнерусского. Он, в свою очередь, «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были еще единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, ученые спорят о том, где эта территория находилась. Ее ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и называется – общеславянский. (А.Леонтьев)
Беседа по тексту Какой язык называется древнерусским?Какой язык называется общеславянским?Найдите в тексте сложные слова и объясните их правописание.Объясните, почему пишется на территории, но в Польше; одно н в слове единый; слитно не в слове небольшой.Найдите в тексте слова с переносным значением и определите его.
Работа с учебником Прочитайте текст упражнения 1.Как называются языки русский, украинский, белорусский?Назовите западнославянские языки.Назовите южнославянские языки. (прочитаем стихотворение Я.Хелемского и подумаем над ним)
Минутка поэзии Декабрь – по-белорусски снежань.Какая точность в слове том.В нем каждый звук пушист и нежен,И свеж, и светел, и весом.Оно осыпано порошей,В нем – свист полозьев, блеск чудес,Оно напоминает лес,Мерцаньем инея поросший.А украинское коханняБлагоуханно, горячо,Как милой чистое дыханьеСогревшее твое плечо.Кохання лишь на слог длиннее,Чем емкое любовь… А вотЖивет, замены не имея. –Немыслим точный перевод.О, непокорность близких слов,Родившихся в соседних чащах,При общности своих основ,Самостоятельно звучащих.Из них любое – мир особый,Особый дух, особый склад.В переложении попробуйСберечь их вкус и аромат.Родство сплетенных языковИ неизбежное различье…В корнях биенье родников.В листве – многоголосье птичье.
Задание к минутке поэзии Какова тема стихотворения Я. Хелемского?Найдите главную мысль этого стихотворения. Как вы ее понимаете?
Словарная работа Запишите в словарь новые слова: Восточнославянский Западнославянский Южнославянский Древнерусский Общеславянский
Домашнее задание Повторить:Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях;Правописание приставок;Правописание окончаний в существительных и прилагательных;О-Е после шипящих;НЕ с существительными, прилагательными и глаголами.
спасибозаурок