Речевой этикет УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Знаете ли вы, что такое этикет? Этикет – это правила о том, как вести себя среди людей, чтобы им было приятно и хотелось с тобой общаться. Речевой этикет – это правила о том, как вести себя во время разговора, как обращаться к разным людям с приветствием, просьбой, вопросом, поздравлением или замечанием.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Что значит здороваться? Это значит пожелать человеку здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение. Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза «Он перестал со мной здороваться» означает: он прервал со мной добрые отношения, перестал меня уважать.
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключен большой смысл: «Я вижу тебя, Человек, ты мне симпатичен. Знай, что я тебя уважаю, не имею дурных намерений и желаю тебе самого доброго!»
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ Выбор слов приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы приветствуете, каково его положение по отношению к вам, знакомы вы или нет и от многих других причин.
Прокомментируйте эти речевые ситуации: Кто, с кем, когда и где может так поздороваться? В какой ситуации такие приветствия неуместны?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоро-вался с незнакомым тебе человеком, приостано-вился. Надо ли поздороваться и тебе? С каким приветствием ты обратишься? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Если твой спутник здоровается со своим знакомым, нужно и тебе поздороваться с ним, даже если вы не знакомы. Если человек совсем не знаком тебе, то поздороваться можно молча: поклоном или вежливым кивком головы.
2. Как поступить, если с тобой поздоровался человек, которого ты не знаешь? Что произнести в этом случае? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Нужно ответить на приветствие. Можно сказать, что он ошибся. Но невежливо, пожимая плечами, выражать свое недоумение. 3. Как поступить, если ты встречаешься со знакомым несколько раз в день? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Каждый раз поздороваться. Можно прибавить «еще раз» или пошутить, если встреча случайна и это уместно.
4. Ты часто во дворе и подъезде своего дома встречаешься с одними и теми же людьми. Полагается ли в таких случаях здороваться? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. 5. Ты не сразу заметил знакомого, не успел с ним поздороваться или ответить на его приветствие. Как поступить? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. При первой же возможности надо извиниться перед ним.
«КАК ПОЖИВАЕТЕ?» Вежливый человек непременно ответит на приветствие. При этом он использует для каждой отдельной ситуации свою речевую форму ответа.
Что вы обычно отвечаете на вопрос «Как твои дела?»? Спасибо, хорошо. Благодарю Вас, неплохо. Все в порядке. Нормально. Как Вам сказать? Не знаю, что и сказать. Кажется, ничего. Все по-старому. Отвратительно. Хуже не придумаешь. Лучше не спрашивай. Просто ужасно. Нравятся ли вам люди, которые при ответе на вопрос «Как дела?» начинают жаловаться: «Все плохо, чувствую себя ужасно, настроение совсем упало, денег нет…» и тому подобное. Почему?
ЗАДАНИЕ Напишите письмо англичанину, изучающему русский язык, о формах приветствия и ответах на них, существующих в русском языке.
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!» В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения: Не хотите ли…? Разрешите пригласить Вас… Мне очень хотелось бы… Ты не против…? Давай сходим… Почему бы нам…? Помните, что от того, как звучит приглашение, зависит, захочется ли человеку им воспользоваться!
Ответьте на приглашения: Петя болеет. Давай его навестим. Не хочешь поиграть со мной в шахматы? Разрешите мне от имени класса пригласить Вас на чаепитие. Не согласитесь ли Вы принять участие в жюри конкурса? Проходи пожалуйста, садись, угощайся тортом.
С давних пор в России существовал обычай: желая видеть кого-либо своим гостем, хозяин посылал ему приглашение. Эти приглашения были самыми разнообразными, но их объединяло одно: доброжелательность, почтение, уважение к приглашаемому. Милостивый государь! Весьма много обяжете меня своим посещением вечерком для дружеской беседы, чем и супругу мою обрадуете. Многоуважаемый Е.Н.! Завтра ожидаем Вас к обеду. Вы, разумеется, не захотите лишить нас удовольствия видеть Вас.
Дорогая В.Н.! Нарочно заезжала к Вам и, не застав Вас дома, передала прислуге о цели моего посещения. Но почитая это недо- статочно этикетным, посылаю Вам собствен- норучно просьбу пожа- ловать всем семейством к нам на день рождения дочери, вечерком в среду. Этим много обяжете. Д.М. Любезный М.П.! Сделай нам удовольствие, приезжай к нам на домашнюю вечеринку. Будут только свои. Надеюсь, тебя это развлечет. Твой Ф.Л.
ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите, что вам понравилось в прочитанных приглашениях? 2. Напишите несколько вариантов приглашения (другу, подруге, учителю, родителям друга) на какое-либо торжество (день рождения, праздничный концерт, чаепитие и т.д.). Обсудите свои приглашения с одноклассниками.
«БЛАГОДАРЮ ВАС!» Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить себе дикаря, обращающегося к соплеменнику со сло-вами: «Будьте так любезны, передайте, пожалуй-ста, вон ту кость. Благодарю Вас, извините за беспокойство». Но если современный человек не употреб-ляет в своей речи вежливых слов, он становится настоящим пещерным человеком!
Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивого сочетания «спаси Бог»? ЗАДАНИЕ: 1.Попробуйте объяснить, как это словосоче- тание стало формой выражения благодар-ности. 2. Поблагодарите кого-либо
Какие из этих слов благодарности вы используете? Спасибо. Большое спасибо. Благодарю Вас. Я тебе очень благодарен! Примите мою благодарность. Очень Вам признателен. Разрешите поблагодарить Вас. Спасибочки. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. Очень важно не только уметь поблагодарить, но и уметь ответить на слова благодарности! Ведь нельзя просто промолчать, услышав «Спасибо».
Вот как можно ответить на выражение благодарности: Пожалуйста! Не за что! Не стоит благодарности! Ну что Вы, мне это было приятно. Я рад, что Вы довольны. Придумайте еще несколько возможных ответов. А вот так отвечать нельзя: Теперь ты мой должник! Ты понимаешь, скольким мне обязан? За «спасибо» ничего не купишь! Помни мою доброту!
«ИЗВИНИТЕ» Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно попросить прощения? Простите. Извините. Прошу прощения. Виноват! Прошу извинить меня. Не сердитесь на меня. Примите мои извинения. Приношу свои извинения. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. Чаще всего следует объяснить, за что вы просите прощения: Простите за опоздание. Извините за беспокойство.
1. Расскажите, с какой интонацией произ-носятся слова, которыми вы просите про-щения. Что может произойти, если инто-нация не будет соответствовать смыслу сказанного? Вы забыли дома вещь, которую должны были вернуть товарищу. В транспорте вы нечаянно наступили на ногу соседу. Взрослые разговаривают, а вам надо прервать их по срочному делу.
«ПРОШУ ВАС!» Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от того, как мы это сделаем, зависит, услышат ли нас, захотят ли помочь. Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно о чем-то попросить? Пожалуйста… Будьте любезны… Если Вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не откажите в любезности… Если Вас не затруднит… Могли бы Вы…? Можно ли мне…? Нельзя ли…? Прошу Вас… Придумайте предложения с этими словами.
Иногда нам по разным причинам приходится отвечать на просьбу отказом. И это тоже надо делать вежливо. Желательно объяснить причину отказа и извиниться за то, что не смог помочь. ЗАДАНИЕ: Ответьте вежливым отказом на просьбу:
«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН» Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон». - Алло! - Алло! - Давай разговаривать. - Давай. А о чем? - Ну о чем? О чем-нибудь. - Ну? - Что ну? - Чего же ты не разговариваешь? - А ты почему не разговариваешь? - Да я не знаю, о чем разговаривать!
Объясните, почему у ребят не получился разговор по телефону? Телефон не забава, а средство экономии времени; разговор должен быть кратким. Тогда ухо не взмокнет от трубки, а кому-то не придется бесконечно набирать занятый номер. Уж если звонишь, запасись терпе-нием, чтобы або-ненту хватило времени добежать до аппарата. Познакомьтесь с советами, которые дал писатель Карел Чапек любителям телефонных разговоров:
При разговоре по телефону нужно учитывать, позвонили вы сами или кто-то звонит вам. Если звоните вы: Начните разговор с приветствия. Назовите себя, объясните, кто вы. Извинитесь за беспокойство. Пригласите к телефону того, кому вы звоните. Если разговор прервался, то именно вы должны перезвонить. Не звоните людям в очень раннее или позднее время. Если звонят вам: Поздоровайтесь, даже если вы не знаете того, кто звонит. Если просят кого-то из ваших родных, а их нет, спросите, что передать. Не заканчивайте разговор, пока его не закончит тот, кто звонит.
Как вы будете себя вести в подобных речевых ситуациях? Ты снимаешь трубку и выясняешь, что произошла ошибка. Ты звонишь другу и попадаешь в другую квартиру. Человек, которому ты позвонил, не может сейчас с тобой разговаривать. Ты позвонил заболевшему другу, к телефону подошла его мама и сказала, что он спит. Ты едешь в другой город, и друг просит тебя позвонить его родственникам, проживающим там и передать привет.
Речевому этикету человек учится не только в школе, но и в повседневной жизни. Обращайте внимание на то, как общаются люди. Отмечайте то, что вам нравится в их речи, и старайтесь говорить так же. Желаем вам успехов!