Педагогический проект: « Развитие речи ОБУЧАЮЧИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА » Автор: Ненашева Елена Степановна Учитель русского языка и литературы
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации… Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» А.И. Куприн.
Актуальность 1). Низкая речевая культура многих современных школьников; 2). Неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации; 3).Необходимость получения знаний по теме для выполнения заданий части С на итоговой аттестации.
Цель Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования.
Задачи Усовершенствовать все видЫ речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование); обогащать словарный запас, грамматический строй речи учащихся ; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию; повысить общую филологическую культуру старшеклассников и интерес к предмету; повысить качество знаний.
Планируемый результат совершенствование всех видов речевой деятельности; овладение основными нормами построения устного и письменного высказывания; умение писать сочинения на основе прочитанного текста; умение создавать художественные тексты; повышение мотивации познания обучающихся на уроках русского языка; повышение качества знаний по предмету.
Целевая группа проекта (обучающиеся филиала МОУ Сосновская сош №2 в с.Подлесное) Участники проекта (учитель русского языка и литературы, психолог, родители)
Этапы реализации проекта 1 этап (подготовительный) Определение темы и задач проекта; составление плана работы, определение сроков постановка индивидуальных задач и целей; проведение мониторингов, анкетирования, тестирования; 2 этап (основной) Комплексная работа с текстом как средство подготовки к ГИА, ЕГЭ ; разработка заданий речеведческого характера; работа со словарём языковых средств; активное использование творческих заданий, которые стимулируют творческое мышление; выполнение практических заданий; обобщение полученных умений и навыков (контроль). 3 этап (аналитический) Диагностика учебно-познавательной деятельности, активности детей; Создание и обеспечение условий для устойчивости результатов проекта;
Подготовительно-диагностический этап 1) мониторинг результатов обучения на подготовительном этапе (на начало проекта)
2) Уровень познавательного интереса
Основной этап (практический) План работы Проведение открытых уроков; Внеклассные мероприятий, кружковая работа; Участие в предметной неделе, школьной олимпиаде; Элективные курсы по русскому языку: «Формирование речеведческой культуры»; Исследовательские работы обучающихся; Работа над презентацией.
Уроки, внеклассные мероприятия 1).Урок развития речи «Стили речи. Художественный стиль»; 2). Открытый урок по теме: «Лексика»; 3). Внеклассное мероприятие: «Грамматическое кольцо»; 4). Лингвистический КВН; 5).Участие в олимпиадах по русскому язык; 6). Кружок «Юный лингвист». Занятие по теме:«Русская словесность».
Люди как звуки: бывают гласные, согласные и шипяшие… Эти дети гласные и творческие
Творческие работы Попова Марина ученица 9 класса Вера. «Знаете, каким он парнем был?» Лучше этих слов никто не говорил. Слаще этих слов никто не испытал. Он ведь самый первый, кто в космосе летал! И пройдут столетья, и пройдут года, Только то, что он был первым – С нами навсегда. Космос, Мир, Россия – Громкие слова. Память о Гагарине до сих пор жива. Много изменилось и прошло с тех лет, Но его улыбка излучает свет. Дарит нам надежду, веру и любовь, Что земля Российская возродится вновь! Подвиг русского космонавта. Для людей была загадкой Голубая синева. И порой они украдкой Всё смотрели в небеса: Что же скрыто там за небом, Там, за сводом облаков? Мир реальный или сказка Из мечтаний и из снов? Человеческий разум силён, И свободен мысли полёт. Человек наконец-то готов Покорять новый мир из снов! Пора отбросить сомненья, Начался обратный отсчёт. Наплевать на чужие мненья, Это – первый в космос полёт! Навстречу звёздам рванула ракета, Проложив в небо троту, Открыв для людей всей планеты Новую высоту! … Русское сердце сумело, Не испугалось преград. Этот геройский поступок Нам не забыть никогда!
Аналитический этап1) Корректировка и обобщение результатов экспериментальной работы; 2) Защита исследовательского проекта; 3) Подготовка рекомендаций. Выступление на методическом объединении.
Результаты проекта 1) качество знаний по русскому языку
Уровень познавательного интереса
3) Результаты контрольных работ
Результаты итоговой аттестации 2009-2010 - сдавали 7 : из них «5» – 4, «4» – 1, «3» – 2; 2010-2011 – сдавали 3: из них «5» -2, «3» – 1.
Результаты действия проекта 1). Наблюдается улучшение всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; 2). Повысилось качество знаний по русскому языку на 7%; 3). Возрос познавательный интерес к предмету; 4). Раскрылись творческие способности обучающихся; 4.) Повысилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами; 5). Повысилась культура общения;
Использование ИКТ 1) Исследовательская работа учащихся; 2) Создание проектов, презентации; 3) Работа с электронными энциклопедиями. 4) Работа с дидактическим материалом.
ВЫВОДЫ Рост языкового и речевого развития; развитие творческого потенциала обучающихся; повышение интереса к уроку русского языка; активизация познавательной деятельности; осуществление интенсивной подготовки к итоговой аттестации.
Информационные ресурсы Капинос В.И., Сергеев Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения.- М., 1991г. Педагогическое речеведение: Словарь – справочник. – М., 1991 г. Учебно- методический комплекс по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой. «Дрофа». –М., 2008 г. Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.И.Львовой. «Мнемозина».- М., 2007г. Л. И. Зельманова., Е.Н. Колокольцева. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин.- М., «Дрофа» 1999 г. М. Кронгауз. «Русский язык на грани нервного срыва».-М., Языки славянской культуры. 2007 г. Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. Издательский дом «Первое сентября». 2009г. №10., с.36., ст. «Работа с текстом – средство создания развивающей речевой среды». В.В.Кириченко. Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. Издательский дом «Первое сентября». 2009г. №7.. С.2-3., ст. «Беседа о хорошей речи». О.В. Прядильникова. Интернет-ресурсы: http://festival.1September.ru www. uchportal.ru
Учебники, методическая литература
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ