Урок в 8 классе с использованием мультимедийной презентации на тему: « Назывные предложения» Урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Муслюмовский лицей» Гиздатова Регина Валентиновна.
Цели урока: 1. Расширить сведения об односоставных предложениях. 2. Определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках, статьях. 3 . Выработать умение пользоваться назывными предложениями. 4. Создать условия для совершенствования умения выполнять тестовую работу
Ответьте на вопросы: Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных? Назовите виды односоставных предложений, которые мы прошли. Какие предложения называются определенно- личными? Неопределенно- личными? Безличными? Какие типы сказуемых встречаются в безличных предложениях?
Повторение темы «Односоставные предложения с главным членом сказуемым» Начертите в тетради таблицу:
Определите тип односоставных предложений: Люблю зимний лес. Мне не спится. Снегу намело в деревне почти до крыш. В поселке строят новую школу. Слезами горю не поможешь. Цыплят по осени считают
Проверка ответов:
Ночь.
Улица.
Фонарь.
Аптека.
Изучение новой темы Посмотрите на предложения: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Как вы думаете, какова функция каждого из данных предложений? Чем являются главные члены предложений? Как называются такие предложения?
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Александр Блок
Назывные (номинативные) предложения Сообщают о том, что какое – нибудь явление существует в настоящем времени Приобретают указательное значение с частицами вот, вон. Вот парадный подъезд Признаки 1.Имеют один главный член предложения – подлежащее. 2.Утверждается наличие предмета интонацией. 3. Предложения могут быть распространенными и нераспространенными
Запомнить: Назывные предложения (или номинативные) бывают распространенными и нераспространенными . Зима. Морозное утро.
* * * * * Шепот, робкое дыханье, трели соловья Серебро и колыханье сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск января, И лобзания и слезы, И заря, заря! А.А.Фет
Л. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина».
Чтение теоретического материала стр.120
Ответьте на вопросы: 1.Что такое назывные предложения? 2.Какое время выражают назывные предложения? 3. В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение? 4. Где чаще всего употребляются назывные предложения?
Назывные предложения Назывные предложения- экспрессивное средство языка. Чаще всего находятся в начале текста. Характеризуются специфической интонацией. Замедленный темп — Пауза. Часто составляют цепочки, каждое звено- предложение рисует отдельную деталь.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)
Составьте назывные предложения к картине.
Темная ночь. Ночь темная.
Записать номера назывных предложений: В хорошую погоду не сидишь дома. В лесу потемнело. Слезами горю не поможешь. Укутанные инеем, притихшие леса. Светлые дали. Вход в музей. Ясный день. Пахнет прибитой дождём пылью. Мне не работалось. Я не работал. Первый звонок.
Проверим ответы: № 4, 5, 6, 7,11.
Найдите соответствие!1.Светает. Определённо-личные 2.Рассвет. 3.Береги время. Безличные. 4.Увлекательная поездка. 5.Выходим в горы. Неопределённо- личные 6.Мне холодно. 7.Приятная прохлада. Назывные 8.Начинало смеркаться. 9.Выход в горы. Двусоставные. 10.Лес хорош. 11.Нас угостили ужином. 12.Уж не увидимся больше. 13.Светлые дали. 14.В центре построили новый дом.
Проверим ответы!1.Светает. Определённо- личные 2.Рассвет. 3.Береги время. Безличные 4.Увлекательная поездка. 5.Выходим в горы. Неопределённо- личные 6.Мне холодно. 7.Приятная прохлада. Назывные 8. Начинало смеркаться. 9.Выход в горы. Двусоставные 10.Лес хорош. 11.Нас угостили ужином. 12.Уж не увидимся больше. 13.Светлые дали. 14.В центре построили новый дом.
Тест 1. На сколько групп делятся односоставные предложения? а). 10 б). 2 в). 3 г). 4 2.Какое из этих предложений не является односоставным? а). На морозном воздухе было трудно дышать. б). На востоке синело. в). Дело словом не заменишь. г). Свод неба был тих и чист. 3. Укажите односоставное предложение. а).Наступил вечер. б).Вечереет. в).Вечером мы пойдём в кино. г). Как хороши в России летом вечера! 4. Найдите назывное предложение. а). Светало. б). Утро. в). Наступило зимнее холодное утро. г). В дверь постучали. 5. Укажите определённо-личное предложение. а). Утренний сон сладок. б). Не забуду этой встречи. в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём. г). Я люблю Балтийское море.
Проверь себя.• 1. г). • 2. г). • 3. б). • 4. б). • 5. б).
Итог урока Что узнали нового? Что осталось непонятным? Что понравилось больше всего? Что показалось самым трудным?
Домашнее задание: параграфы 20 – 24 повторить; упражнение 247; подготовиться к контрольной работе по теме «Односоставные предложения».