Назывные предложения
Цель урока : дать понятие назывного предложения;формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;показать их значение и сферу употребления;развивать речевую культуру учеников.
Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пишется ь ?младшая доч…, овощ…ной магазин;густая рож…, борщ.. горяч…;понёсся вскач…, съеш…те мороженое;обжеч… руку, выйти замуж…В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?под..рить, предл…жить, ун…верситет;м..лчание, насл…ждаться, р…птание;выб…ру, с…лдат, б…сой;м…ссионер, зам…ститель. к…саться.
По наличию главных членов предложения делятся на :
Односоставные предложения с главным членом сказуемым Какие из этих предложений могут иметь значение обобщённого лица ?
Найдите определённо-личное предложение( расставьте знаки препинания) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.На пригорке то сыро то жарко.Волка шапками не закидаешь.По ниве прохожу я узкою межой поросшей кашкой и цепкой лебедой.
Найдите неопределённо-личное предложение Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.На сердитых воду возят.Еду-еду в чистом поле.Со скрипом опустили трап.Нигде жилья не видно на просторе.
Найдите безличное предложение( расставьте недостающие знаки препинания) Ведут ко мне коня.Не спится няня.Кому-то принесли от мастера ларец.После драки кулаками не машут.Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
Учись у них – у дуба, у берёзы.Кругом зима. Жестокая пора!
Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они выражены.Укажите в скобках вид предложения по наличию в нём главных членов. Воздух горячий.( ____________) Горячий воздух.( ____________ )Ночь чудная, снежная! ( __________ ) Чудная ночь! ( ___________ )Утро ясное и морозное. ( ________ ) Ясное и морозное утро. ( _________ )
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря. И лобзания, и слёзы; И заря, заря!.. ( А.Фет)»В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.» ( Л.Н.Толстой)
Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы.Какова роль назывных предложений в этих стихах. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.Величавый возглас волн.Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. ( К Бальмонт )
Маленький городок.Северный городок.Выцветшая луна.Северная Двина.Рябь тёмно-синих вод.Музыка. Теплоход.Девушка на холме.Юноша на корме. (К.Ваншенкин)
Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней , осин В позолоте небывалой. ( Б.Пастернак )
Глушь да топь, коряги да пеньки.Старая берёзовая роща,Редкий лес на берегу реки. ( Д. Кедрин)
Какие это предложения? Какое они имеют значение? Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.Вот окраина. Вот Заводская улица. Вот домик под толевой крышей.Вот море, вот пермские дремучие леса.
Придумайте и запишите 2-3 назывныхпредложения с указательным значением.
Найдите среди предложений односоставные, определите их тип: Глаза поминутно застилало слезами.Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.Потушу перед зеркалом свечи.Чист и прозрачен воздух.Его именем назвали город.Псковская земля. Мелколесье. Валуны.
Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,расставьте знаки препинания. Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше. (Сложное, 2 части, 1- н-л)В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро. (Сложное, 2 части, 2- н-л)Тайга. Река. Откосы гор. ( Простые предложения, односостав,назывн)На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало. (Сложное, 2-части, 2- безличное пред)
Назывные предложения Это односоставные предложения с главным членом- ________________________Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________С частицей вот, вон назывные предложения приобретают ______________________ Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________
Домашнее задание п 21 - п 24 . Упр 242 ( 1- 6 )Найти в стихах А.Ахматовой, М. Цветаевой, Б.Пастернака, и др назывные предложения, определить их роль в тексте.( Можно выписать одну строфу)
Спасибо за работу!