Профилактика и коррекциядислексии и дисграфии на уроках русского языка Тема рассчитана на 4 года обучения на I ступени
Поиск и составление списка литературы по теме самообразования Актуальность:Нарушения письма и чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из актуальных проблем обученияОсобенно распространены у детей, обучающихся в коррекционных классах Подбор литературы для логопедов и дефектологов
Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики Дисграфия и дислексия – это нарушения письма и чтения, различных по этиологии и симптоматики, приводящих к стойким ошибкам, вследствие чего могут возникать следующие проблемы:У детей снижается учебная мотивация Ребёнок не понимает смысла прочитанного, а значит не сможет успешно овладевать многими предметамиНарушение психологического развития
Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики Дисграфия и дислексия – это не отдельное речевое нарушение, а комплексное нарушение тех или иных психофизиологических процессов:Зрительное и слуховое восприятиеЗрительная памятьАртикуляторный аппаратУстановление логических связей
Проектирование собственного педагогического поиска Диагностика сформированности психофизиологических процессов у учащихся:Результаты диагностики логопеда д/сРезультаты диагностики школьного психологаОбследование отдельных учащихся врачамиРекомендации специалистов ПМПК
Проектирование собственного педагогического поиска Изучение всех материалов показало:11 учащихся 1-ого класса имеют недоразвитие или нарушение сформированности тех или иных психофизиологических процессов, участвующих в овладении чтением и письмомСвоевременная коррекция и профилактика уменьшит риск возникновения дислексии и дисграфии, будет способствовать общему развитию учащихся коррекционного класса
Проектирование собственного педагогического поиска Цели:Изучить и проанализировать полученный диагностический материалДифференцировать по этиологии возможные нарушения письменной речиПодобрать комплекс логопедических упражнений для уроков русского языка, способствующих профилактики и коррекции нарушений письменной речиРазработать этапы своего самообразовательного проектаСформулировать ожидаемые результаты. Отслеживать путём ведения мониторинга
Опытно-эксперементальная проверка своего самообразовательного проекта 1-ый этап реализации проекта (1 класс) Внедрение в уроки обучения грамоте логопедические упражнения для дифференциации звуков, сходных по звуковому или зрительному восприятиюИспользование на каждом уроке упражнений для развития психофизиологических процессов Индивидуальные коррекционные занятияКонсультации и рекомендации родителям Проверка проекта на 1-ом этапе 1. Открытый урок обучения грамоте для коллег и специалистов детского сада 2 Диагностика развития речи и познавательных процессов 3 Отслеживание ошибок, допускаемых учащимися при письме и чтении
Опытно-эксперементальная проверка своего самообразовательного проекта 2-ой этап реализации проекта (2-3 классы)Использование на уроках русского языка упражнений для развития фонематического слуха учащихсяВыполнение учащимися упражнений для развития интеллектуальной сферы на каждом этапе урока Проверка проекта на 2-ом этапе Отслеживание характера и количества ошибок при письме и чтении Диагностика развития речи и познавательных процессов Открытый урок русского языка для родителей учащихся Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования и текущих результатах Открытое занятие и выступление «Коррекция и профилактика нарушений письменной речи» на районном семинаре
Опытно-эксперементальная проверка своего самообразовательного проекта 3-ий этап реализации проекта (4 класс)Сформированность самоконтроля учащихся при письме и чтенииРазвитие познавательных процессов на всех этапах урокаИндивидуальные занятия Проверка проекта на 3-ем /завершающем/этапеДвое учащихся из 15 допускают ошибки при письме, имеют зрительную дисграфию. Ошибки при чтении не носят дислексического характера.Обобщение опыта по самообразовательной теме на районном семинаре и педагогическом совете3 Обследование учащихся специалистами ПМПК в конце учебного года
Оформление и представление результатов самообразования Дидактические разработкиМетодические рекомендацииПрезентации по темеКонспекты уроков и занятий