Прилагательные краткие и полные.6 класс Автор: Коновалова Е.В.Место работы: МОУ «СОШ №32»Должность: учитель русского языкаи литературы
Цели урока: 1. Познакомить с темой и с правописанием кратких прилагательных с основой на шипящий2. Развивать умение составлять текст по иллюстрации3. Воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, любовь к природе
План урока ПовторениеОбъяснение нового материалаЗакреплениеКонтроль знаний
Повторение Рассказать о морфологических признаках и синтаксической роли имен прилагательныхРассказать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательныхГлавн… праздник зимы - Рождество. Издавна повелось отмечать его радостными песнями и забавами. Все собирались на улице весел... толпой. А с рождественск... утра начинались игры и забавы. Наряжались все кто во что горазд, ходили по дворам с песнями – колядками. За ласков... слово и добр... пожелание хозяева одаривали колядующих вкусн... печеньем. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных
Прочитайте текст Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, немного прыщава. Зато я мила, интересна и весьма симпатична. Мои ресницы длинны, наряды ярки. Несомненно, я хороша.»
Ответьте на вопросы Есть ли прилагательные в тексте?Как узнали?Что обозначают краткие прилагательные?Как вы думаете, изменяются ли они по числам и падежам?Как они образуются?Чем являются в предложении?Сравните краткую и полную формы прилагательныхСделайте вывод
Прилагательные в краткой форме не изменяются по падежам, но изменяются по родам и числам, то есть принимают соответствующие окончания мужского, женского, среднего рода и множественного числа, которые присоединяются к основам полных прилагательных.Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
При образовании кратких форм мужского рода могут наблюдаться следующие особенности: 1) появление беглых гласные о или е (крепкий — крепок, гладкий — гладок, вредный — вреден, больной — болен); 2) вытеснение кратких форм мужского рода на -енен краткими формами на -ен (бесчувственен — бесчувствен, бессмысленен — бессмыслен, многочисленен — многочислен).
Найдите в тексте краткие прилагательные Какова их синтаксическая роль в предложении? Кошка сидела и думала:»Кого же из женихов мне выбрать? Крокодил глуп, ленив и зол. Съест еще! А вот бобер богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра.»
Запомните У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется!Могучий-могуч (каков?)Образуйте сами краткие прилагательные:Тягучий-Хороший-Пригожий-
Составьте простые предложения и словосочетания, образуя краткие прилагательные: Чистый,высокий,низкий,дремучий,пышный,свежий,красивый
Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните в них главные члены предложения: 1. Мария похожая на мать.2. Я не согласный с товарищем.3. Я очень благодарный другу за помощь.4. Кто в этом виноватый?
Составьте небольшой текст по иллюстрации, используя в нем краткие прилагательные.
Источники http://edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l http://spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/r15 http://spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/r1 www.svistok. u/txt/?9081280 http://www.bks-mgu.ru/fulltxt/