Тема « Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными; различные виды творческого и синтаксического конструирования».
Ход урока I. Проверка домашнего задания. «Поисковый диктант» II. Закрепление изученного по теме: « Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными; различные виды синтаксического и творческого конструирования». 1. Литературный диктант 2. Конструирование предложений. 3. а)Творческая работа (А). б)Индивидуальная работа (А,Б). в)Схематический диктант (С). 4. Стихотворная миниатюра. 5. Тестовая работа (С). III. Итоги урока. Домашнее задание
Поисковый диктант Ручей. А. Бывает, встретиш в лесных дебрях Б. ручей. Маленький, он едва прокладывает В. себе путь, он ещё неможет перепрыгнуть через Г. поваленое дерево. Но присмотришься к нему – Д. и видешь: есть в нём всё же что то задорное, Е. сильное и многообещающее! И невольно Ж. мелькнёт мысль: а куда он течёт, каким будет? З. Может быть, он станит могучей рекой, которая И. проложит себе путь по чудесным просторам? К.Паустовский
Литературный диктант
Литературный диктант Александр Сергеевич Грибоедов, властная и честолюбивая мать, дипломатическая миссия, раненный на дуэли, сводить счёты, персидский, арабский, главнокомандующий, беззаботный, оскорблённый, восстание декабристов, почётное назначение, тяжёлые предчувствия, Нина Чавчавадзе, религиозный фанатизм, неприкосновенность, мужественно защищать, препровождать, реакционная масса, камергер Кузьма Петрович, консервативная масса, фамусовское общество, с благоговением вспоминать.
Прямая речь – это не бессоюзное или сложное предложение, а сочетание предложений. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Конструирование предложений. 1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться». 2) Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса. (А.Платонов)
1.Творческая работа 2. Индивидуальная работа 3.Схематический диктант. Построить схемы предложений, определить вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.
Найти «лишнее»! В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки. Мы спросили, когда нам прийти снова. Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды. Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно.
Омофоны – это фонетические синонимы, у которых совпадает произношение. Стихотворная миниатюра Ноябрь Я знаю, что ноябрь – Холодное время года. И уже не в моде Тёплая погода. Серебристый иней Покрыл леса с травою. Белый снег, как пух, Ложится над листвою. Но солнце встанет из-за гор И растопит старый бор, И растопит он траву На серебряном лугу.
Конкурс на самого внимательного!!!
Подготовка к сдаче экзамена в новой форме Тестовая работа. Работа в парах. 1.Расставьте предложения так, чтобы получился текст. 2.Какое слово или сочетание слов служит грамматической основой в предложении Б? 3.Назовите виды придаточных предложений. 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 5.Замените, если это возможно, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным на простое предложение с причастным оборотом (смотри задание №4). 6.Выбери грамматически правильное продолжение предложения. 7.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Устный рассказ на лингвистическую тему
Итоги урока
Домашнее задание: контрольные работы (С); 2) диктанты – тексты (В); 3) упражнение № 62 (А)