PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Причастие - самостоятельная часть речи
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Причастие - самостоятельная часть речи


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Причастие - самостоятельная часть речи


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Мультимедийная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие к
Описание слайда:

Мультимедийная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»

№ слайда 2 Цели: Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности м
Описание слайда:

Цели: Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. Содержательные - формировать умения отличать причастия от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.

№ слайда 3 I .Организационный момент: подготовить обучающихся к работе на уроке, приветстви
Описание слайда:

I .Организационный момент: подготовить обучающихся к работе на уроке, приветствие, проверка отсутствующих, запись даты. Ход урока.

№ слайда 4 II.Актуализация знаний: создать ситуацию успеха и положительного эмоционального
Описание слайда:

II.Актуализация знаний: создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя, актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий. Учитель: Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты русского языка. Сегодня вы узнаете удивительную историю о бесприютных суффиксах, которые обрели свое место. Мы познакомимся с новой для вас частью речи, рассмотрим, как она образуется. Для этого мы вспомним морфологические признаки прилагательного.

№ слайда 5 Заполним кластеры: прилагательное глагол Вопрос: какой? какая? какое? какие? Фор
Описание слайда:

Заполним кластеры: прилагательное глагол Вопрос: какой? какая? какое? какие? Форма: полная и краткая Род, число, падеж Вид Время

№ слайда 6 Учитель: -Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части ре
Описание слайда:

Учитель: -Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить. Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки? Ученик: -Та часть речи, о которой пойдет речь, имеет признаки глагола и прилагательного. Учитель: -В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке? Ученик: -Узнать новую часть речи, ее морфологические признаки. Ученик: - Определить отличительные признаки этой части речи.

№ слайда 7 III. Изучение нового материала (познакомить с новым материалом). Учитель: Для до
Описание слайда:

III. Изучение нового материала (познакомить с новым материалом). Учитель: Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком. делающий любящий читавший везший озаряемые гонимый прочитанный увиденная бритый

№ слайда 8 - Ребята, а вам знаком этот суффикс? Какой части речи из тех, что прибыли во дво
Описание слайда:

- Ребята, а вам знаком этот суффикс? Какой части речи из тех, что прибыли во дворец, он принадлежит? Ученик: Суффикс –енн- принадлежит прилагательному. Учитель: Стали просить гости у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они подбежали к незнакомцам и сказали: «Мы подарим вам самое дорогое, что у нас есть – основу, и вы будете частицей нашего сердца». И добрый волшебник Прилагательное тоже захотел помочь несчастным и подарил им окончания. И вот какие слова получились. Прочитаем и запишем их в тетрадь. Делать делающий Любить любящий Читать читавший Везти везший Озарять озаряемые Гнать гонимый Прочитать прочитанный Увидеть увиденная Брить бритый

№ слайда 9 Учитель: - Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием. Итак,
Описание слайда:

Учитель: - Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием. Итак, запишем тему нашего урока «Причастие как часть речи». На доске прочитайте, что сказал о причастиях В.И.Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Ученик: - «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Учитель: - В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное. Запишите это высказывание.

№ слайда 10 Учитель: - Так как причастие напоминает прилагательное, давайте вспомним, что мы
Описание слайда:

Учитель: - Так как причастие напоминает прилагательное, давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном? По каким признакам мы отличаем имя прилагательное от других частей речи? Обратимся к составленным кластерам. Подходят ли эти признаки причастию? Продолжим работу по учебнику. Найдите общие признаки прилагательного и причастия. Читаем параграф 9 вслух и работаем в парах.

№ слайда 11 Работа в парах Имя прилагательное маленький мальчик 1. Вопрос: какой 2. Признак
Описание слайда:

Работа в парах Имя прилагательное маленький мальчик 1. Вопрос: какой 2. Признак предмета 3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам (маленькая девочка, маленького мальчика, маленькие мальчики) 5. Окончания –ий, -ая, -ого, -ие. Причастие читающий мальчик 1. Вопрос: какой 2. Признак предмета по действию 3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам (читающая девочка, читающего мальчика, читающие мальчики ) 5. Окончания –ий, –ая, –ого, –ие. Вывод(делает ученик): Причастие имеет признаки прилагательного.

№ слайда 12 Работа в парах Глагол любит 1. Действие предмета 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.
Описание слайда:

Работа в парах Глагол любит 1. Действие предмета 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.) 4. Возвратность (невозв.) 5. Зависимые слова (любит кого?) Причастие любящий 1. Признак предмета по действию 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.) 4. Возвратность (невозв.) 5. Зависимые слова (любящий кого?) Вывод (делает ученик): Причастие похоже и на глагол, только у него 2 времени: настоящее и прошедшее.

№ слайда 13 Причастие совмещает признаки
Описание слайда:

Причастие совмещает признаки

№ слайда 14 Учитель: Опираясь на данную схему и материал параграфа, дайте определение причас
Описание слайда:

Учитель: Опираясь на данную схему и материал параграфа, дайте определение причастию. Ученик: ПРИЧАСТИЕ: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Изменяются по временам, числам и падежам.

№ слайда 15 Узнаём причастие Суффиксы -ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -вш-, -ш- -ом- (-ем-), -им- -н
Описание слайда:

Узнаём причастие Суффиксы -ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -вш-, -ш- -ом- (-ем-), -им- -нн-, -енн-, -т- От глагола (можно сказать «тот, который…») Летящий – тот, который летит Учитель: - Ребята, я вам открою секреты причастия. Чтобы легче было узнать причастия среди других частей речи, запомните суффиксы.

№ слайда 16 IV. Формирование новых умений. Учитель: Проверим, кто обладает хорошей памятью.
Описание слайда:

IV. Формирование новых умений. Учитель: Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь. (Взаимопроверка задания). 1) лаявшая собака 2) волнистые волосы 3) крикливый ребёнок 4) дремлющий ребёнок 5) старший брат 6) растаявший снег 7) построенный дом 8) дремучий лес 9) плывущие облака 10) пожелтевший лист Найдите словосочетания с причастиями.

№ слайда 17 Учитель: -Второй секрет: причастие можно заменить сочетанием «тот, который + гла
Описание слайда:

Учитель: -Второй секрет: причастие можно заменить сочетанием «тот, который + глагол», от которого причастие образовано. Например: летящий – тот, который летит. Проверим ваши знания! 1. Это причастия? Кричащий Тот, который кричит Бегущий Тот, который бежит Спасенный Тот, которого спасли Принесший Тот, который принес Забытый Тот, которого забыли Ведомый Тот, которого ведут Уставший Тот, который устал

№ слайда 18 Учитель: Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном
Описание слайда:

Учитель: Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечает А.С.Пушкин. Он с сожалением пишет: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту», «слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». Пушкин широко использовал причастия в своих произведениях, показывая, что они делают речь более яркой и выразительной. И мы в этом еще не раз убедимся, читая его стихотворения, повести и рассказы.

№ слайда 19 Итак, все секреты причастия вы знаете. V. Применение новых знаний и умений. Зада
Описание слайда:

Итак, все секреты причастия вы знаете. V. Применение новых знаний и умений. Задание1. Учитель: Найдите причастия в предложениях, которые мы запишем на доске и в тетрадях. Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня. Учитель: Как найти причастие? Ученик: Ищу существительное и от него задаю вопрос какие?: громкие и раздавшиеся. Учитель: Как узнать, какое из них причастие? Ученик: Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы: причастие раздавшиеся.

№ слайда 20 Прич. +сущ От какого глаголаобразо-вано Признаки глагола Признаки прилагательног
Описание слайда:

Прич. +сущ От какого глаголаобразо-вано Признаки глагола Признаки прилагательного вид время воз-врат-ность число род падеж пронизанных туч прони-зать сов. прош. не -возвр. мн. – Род. озаривший луч озарить сов. прош. не -возвр. ед. муж. Им. гаснувший луч гаснуть несов. прош. не -возвр. ед. муж. Им. летящий лист лететь несов. наст. не -возвр. ед. муж. Им. спешащийлист спе-шить несов. наст. не -возвр. ед. муж. Им.

№ слайда 21 VI. Систематизация знаний. Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились
Описание слайда:

VI. Систематизация знаний. Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке? Что мы о ней узнали? Давайте выразим это в форме синквейна. Синквейн 1. Причастие 2. Полное, краткое. 3. Изменяется, обозначает, отвечает. 4. Имеет признаки глагола и прилагательного. 5. Форма (Проверка работ учащихся).

№ слайда 22 VII. Задание на дом. Из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» выписать 10
Описание слайда:

VII. Задание на дом. Из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» выписать 10-12 причастий.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru