Мастер-класс Предметное рисование как способ проникновения в текст Учитель русского языка и литературы Ткаченко И.И. МОУ Каменская СОШ
Предметное рисование как способ проникновения в текст
Задачи технологии Научить ребят видеть то, что находится за строкой Развивать творческое воображение, фантазию Воспитывать любовь к слову
Основные этапы технологии Сообщаются сведения об авторе, которые необходимы для понимания темы и идеи произведения Читается стихотворение Чертится таблица, которая заполняется в ходе работы
Вычленяются основные части стихотворения Выделяются ключевые слова Определяются чувства, эмоции при прочтении Обозначаются цвета в каждой из картин Таблица анализируется и делаются выводы о теме и идее произведения Повторное, осознанное чтение Рефлексия, учащиеся выражают своё настроение при помощи карандашей, фломастеров Работы сдаются, по итогам можно организовать выставку
С.А.Есенин "Песнь о собаке"
Песнь о собаке Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причёсывая языком, И струился снежок подталый Под тёплым её животом. 1.Выделите ключевые слова. 2.Какие чувства они вызывают? 3.Какой цвет использует автор?
Появление хозяина Вышел хмурый поклал А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. 1.Выделите ключевые слова. 2.Какие чувства они выражают? 3.Какого цвета это чувство?
Попытка спасти детей По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… 1.Выделите ключевые слова. 2.Какое чувство в этих строках? 3.Какого цвета надежда?
Водная гладь И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь. 1.Выделите ключевые слова. 2.Какие чувства в этих строках? 3.Какие цвета использует автор?
Возвращение А когда плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков. 1.Выделите ключевые слова. 2.Какое чувство испытывает собака? 3.Какой цвет надежды?
Синяя высь В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. 1.Выделите ключевые слова. 2.Какие чувства они выражают? 3.Какой цвет использует автор?
«Глаза собачьи» И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег. 1.Выделите ключевые слова. 2.Какие чувства вызывает отрывок? 3.Выделите цвет боли, тоски.
Синквейн 1 строка. Одно слово – название понятия. 2 строка. Два слова – имена прилагательные, описывающие первое слово. 3 строка. Три слова – глаголы. 4 строка. Фраза из четырех самостоятельных слов, выражающая отношение автора. 5 строка. Одно слово, углубляющее или конкретизирующее первое, или философский синоним к первому слову.
Тема и идея стихотворения Тема – переживания, чувства собаки – матери, потерявшей своих детей Идея – человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле.
Имеют ли чувства какой-нибудь цвет, Когда они в душах кипят и зреют? Не знаю смешно это или нет, Но часто мне кажется, что имеют. Э.Асадов