Двадцатое февраля.Классная работа. Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».Урок русского языка в 5 классе.Учитель: Свирская Наталья Александровна
Цель урока:на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
Запишите одним словом ответы на вопросы.Как называется плод дуба? Жёлудь2. Какой цвет у одуванчика? жёлтый3. Как называется предмет для чистки зубов? щётка4. Как называется разговор тихим голосом? шёпот5. Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц? шёлк
Разгадайте кроссворд.Место соединения сшитых кусков.Глухой звук, шуршание.Стержень для чистки и смазки ствола оружия.Накидка на голову.Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета.
Синтаксический разбор предложения.Добрая улыбка солнечным лучом душу озаряет.(Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)
В какой части слова выделены буквы о и е?После каких согласных стоят эти буквы?Определите ударение в словах.врачом борцовдворцом кольцомежой бойцов шалашом певцов
Запомни:После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения буква е. врачом, свинцом товарищем, полотенцем
Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначить изучаемую орфограмму. Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а д.бротой. Слово коварного человека режет острым(нож) по доброму сер.цу.Жадный человек всегда недоволен (добыча).Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими п.гонишься. Каждая мать своих (птенцы) об.регает.
С.И Ожегов «Словарь русского языка».Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.
Проверка. Не железным ключом сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острымножом по доброму сердцу.Жадный человек всегда недоволен добычей.Всех зайцев упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Каждая мать своих птенцов оберегает.
Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку)
1. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о.за молодц..м, под луч..м;перед выигрыш..м, над задач..й;ландыш..м, над шалаш..м, кирпич..м;с репортаж..м, с калач..м
2. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е.со скрипач..м, под хлебниц..й;под блюдц..м, с товарищ..м;перед врач..м, с марш..м;за палач..м, под солнц..м.
3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.Лодка вошла в камышовые заросли.На перемене я побеседовал со своим товарищем.По небу плыли свинцовые тучи.Девушки любят менять причёски.
4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё.Пощ..чина, крыж..вник, щ..лкать;Ж..кей, ш..рох, расч..ска;Пш..нка, деш..вый, ш..рстка;Ш..колад, ч..рточка, ш..фёр.
Работа по развитию речи.Составить небольшой текст или предложенияо дружбе, взаимопомощи, включая слова с орфограммами, которые сегодня изучили иповторили.Можно использовать словосочетания: Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м.
Итог урока. - Какую орфограмму изучили? - Правило. - Чему ещё вы учились на уроке?
Домашнее задание. §101, упр.560, по желанию: составить небольшой текст по пословице, записанной в классе.
Использованные материалы и литература:Ладыженская Т. А. Русский язык 5 класс – М.: Просвещение, 2008.Богданова Г. А. Уроки русского языка – М.: Просвещение, 2001.Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику – М.: Просвещение, 2001.
Автор презентации:Свирская Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Торжка Тверской области