Тринадцатое апреля Понятие о наречии Урок подготовила Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы №3, г. Осинники
Цели урока:Сформировать представление о наречии как самостоятельной части речи;Формировать умение «видеть» наречия в тексте;Сопоставить наречие с другими частями речи и выявить его особенности; Совершенствовать общеучебные умения: умение работать с научной статьей, пользоваться справочной литературой.
Наречие – старое слово. Оно уже было в словаре древнерусского языка Срезневского, где отмечено его значение как части речи.
Если попытаться глубже проникнуть в состав этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол и др.)
Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне – реч-, входящем в слово наречие. Нопричём же здесь глагол?
Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Древние римляне называли эту часть речи adverbium. Слово verbum значит глагол, а приставка ad – при, т.е. буквальный перевод слова adverbium – «приглаголие».
И термин наречие, если его поревести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно и происходит.
Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол.
Например:Красивое письмо – красиво пишет;Громкое чтение – громко читает;Быстрая ходьба – быстро ходит.Наречие может пояснять и прилагательное, обозначая при этом степень качества: хороший голос, чрезвычайно интересная книга, весьма сдержанный человек
Наш язык и скромен, и богат.В каждом слове скрыт чудесный клад.Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь.Ты скажи: «Кругом белым-бело» - И увидишь зимнее село,С белых крыш свисает белый снег,Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло.Если скажешь слово ты «темно»,Сразу вечер поглядит в окно.Если скажешь «ароматно», тыСразу вспомнишь ландыша цветы.Ну, а если скажешь ты «красиво»,Пред тобою - сразу вся Россия! (Эля Куклина.)
Какие слова привлекли внимание этой поэтессы?Высоко, темно, светло, ароматно, красивоНа какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении?Как образованы данные наречия?От прилагательных с помощью суффикса –о
ВыводПриведите еще наречия. Которые образованы от прилагательных.Скоро, медленно, далеко, точно, мало, широко, долго, просто, трудно.Таких слов очень много. Поскольку в языке много прилагательных, а от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на –о,(-е).
Работа с учебникомУпражнение 475, 476
Составьте словосочетания. Быстро, красиво, успешно, горячее, (в)догонку, (не)спеша, мельком, задолго, (не)подалеку, (не)вероятно, чересчур, умопомрачительно.
Итог урокаЧто узнали нового на уроке?Что понравилось больше всего?Возникли ли трудности в изучении темы?Что осталось непонятным?
Домашнее задание§116, упражнение 484