Подготовка к сочинению-описанию памятника "Родина-мать зовёт!"
Цели урока. 1. Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки по сбору и редактированию материала к сочинению. 2. Закрепить знания об описании в публицистическом стиле речи. 3. Расширить знания учащихся об истории нашей страны, воспитывать любовь к Родине и уважение к её защитникам.
План урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Опережающее д. з. учащихся – презентации о Сталинградской битве, о скульпторе Е.М.Вучетиче. 3. Об истории создания памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы.(Заочная экскурсия.) 4. Составление плана сочинения. 5. Припоминание особенностей публицистического стиля. 6. Беседа по вопросам. 7. Предупреждение орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. 8. Домашнее задание.
Анатолий Преловский. «Пуля» Она вонзилась в Сталинград… А отыскалась в Волгограде - На том кургане, где лежат В посмертном воинском параде Защитники живых… Зачем мне этот груз военной яви?
Всех пуль считать - не сосчитать, всех павших славить - не прославить. Спешу спиною к Волге встать, Себя на месте тех представить, Чтобы война, что не смогла Землею стать, - куском металла до самой смерти руку жгла и в памяти не истлевала. (1982 год)
Памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы. руководитель авторского коллектива -Е.В.Вучетич.
Площадь «Стоять насмерть»!
Стены-руины
Зал Воинской славы
Площадь Скорби
Примерный план описания памятника 1. Когда установлен памятник? 2. В честь кого или какого события он поставлен? 3. Что известно об авторе памятника, истории его создания? 4. Каков общий вид? 5. Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора. 6. Как вписывается памятник в окружающую среду? 7. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?
Особенности публицистического стиля 1. Главной особенностью публицистики является «сопряжение стандарта и экспрессии», то есть соединение в рамках одного текста книжных и разговорных средств языка.
2. Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя или слушателя, они обычно экспрессивны, передают личностное отношение говорящего к тому, о чем он пишет или говорит. Поэтому в них часто употребляются такие языковые средства, как побудительные предложения, содержащие призыв к действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призывающие к активному слушанию.
Нередки в публицистическом стиле и односоставные предложения с обобщенно-личным значением (например, в лозунгах), инфинитивные и назывные предложения, помогающие лаконично и ёмко обрисовать действие или явление. Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение - также характерная черта публицистического стиля.
В публицистическом стиле нередки обращения, выражающие отношение к адресату, вводные слова и предложения, используемые, в частности, как средство вежливо ведущейся полемики. Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности.
Фрагмент скульптуры
Вид с высоты полета
Ника- богиня победы
Предупреждение ошибок 1.Продолжи ряд синонимов Отечество, Скульптура, Скульптор, Постамент, Установить, Грандиозный, Стоять, находиться, быть
2.Объясните значение слов и выражений Апофеоз славы- Олицетворять- Аллегория- Аллегорический образ Родины- Композиционный центр памятника-ансамбля- Интерпретация образа античной богини-
3.Объясните написание слов Памятник(ансамбль); Родина(мать); ист _ (н;нн)ая храбрость; подл_(н;нн)ое бесстрашие; т_лантл_вый скульптор; пядь земли. дост_пр_м_чательность; призыв встать на защиту
3.Объясните написания словинж_нерно(строительное); и(с;сс)ку(с;сс)тво; ваятель; п_ст_мент;п__д_стал; п_р_жать; уд_влять; колено(пр_клоненный); (не) пр_одолимое стр_мление вперед; с_мволизировать.
Домашнее задание Написать сочинение-описание памятника «Родина-мать зовёт!»