Тема: Односоставные предложения и употребление их в речи.
Цели: Закрепить умения определять вид и роль односоставных предложений в речи; Проверить умения различать одно- и двусоставные предложения; Повторить орфограммы и пунктуацию; Продолжить формировать умения самопроверки и взаимопроверки.
Орфографическая разминка 1 2 3 4 5 Бри…иант лл лл л л лл Кава…ерия лл л лл л л Га…ерея л л лл л лл А…ея л лл л л л Иску…тво сс сс с сс с И…кусный сс с сс с с
Задание: Записать словосочетания с данными словами, используя в качестве главных или зависимых слов с чередованием в корне. Пример: расположенный в галерее. Бриллиант Кавалерия Галерея Аллея Искусство Искусный
Задание: Синтаксический разбор предложения. На улиц… темнело, и мне не нравилось находиться в этой одинокой аллее, расположе…ой неподалёку от моря.
Графический диктант: С утра морозит. В избе жарко натопили. Приготовьтесь к уроку. Бездонную бочку водой не наполнишь. Иду по дороге. Мне легко дышится. Морозное утро. Дерево зажгло грозою. У тебя нет книги? Дни поздней осени бранят обыкновенно…
Графический диктант: С утра морозит.------------------------------------ В избе жарко натопили.------------------------- Приготовьтесь к уроку--------------------------- Бездонную бочку водой не наполнишь.---- Иду по дороге.-------------------------------------- Мне легко дышится.------------------------------ Морозное утро.------------------------------------ Дерево зажгло грозою.-------------------------- У тебя нет книги?--------------------------------- Дни поздней осени бранят обыкновенно…
Повторение. Закрепление Задание: Вставить знаки препинания и определить вид и состав предложений.
В неопределённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено: Существительным в и.п. Глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Глаголом в форме 3-го лица мн.ч.в наст. и в буд. вр. Глаголом-инфинитивом.
Это предложение обобщённо-личное: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой. Многое вспомнишь родное, далёкое, Слушая рокот колёс непрестанный. Пахло нагретой землёй и мёдом. Цыплят по осени считают.
В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы. Было душно. К придорожью мёдом веяло с гречих. Страшно, что сил не хватает выдержать до утра. Кому-то не спится в прекрасном далеке. С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.
В составе какого сложного предложения есть простое безличное? Уже смеркалось, и мы зажгли свет. Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика. Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев. Ещё молчаливы леса, и шум города сюда не доходит.