МОУ Каменская СОШ Увельского района Челябинской области Стратий Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Обособление уточняющих членов предложения»
Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул! (хорошо)
Запятые в предложениях с уточняющими членами. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:1. Уточняющие обстоятельства - места, - времени, - образа действия.2. Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и пр.; приложения с союзом или (= то есть).3.Уточняющие дополнения(с предлогами кроме, помимо, вместо, включая, за исключением, наряду с и пр.). Где? Где именно?Далеко, в лесу, раздавались удары топора. Когда? Когда именно?Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад. Как? Как именно?Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. = то естьЭто был Иван Федорович, или попросту Ваня.За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.
Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания. Весной в лесу особенно хорошо.Весной в начале мая в лесу особенно хорошо.Рано-рано на мгновенье зарделось окошко.Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко.Он встряхнул кудрями и самоуверенно с вызовом глянул вверх.
I вариант.1. Известно, что смерчи, или водяные столбы, разбивают ядрами с кораблей.2. За исключением отдельных учеников, все учатся хорошо.3. Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес.4. Многие газы, например водород, легче воздуха.5. Мы беседовали хорошо, по-дружески.II вариант.1. Внизу, в закурившемся тумане, шумел лес.2. Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.3. У забора, на груде досок, уже поджидали Васька и Сашка.4. Однажды, уже в сентябре, мы получили письмо.5. Вопреки воле родителей, она отложила подготовку к экзаменам.