Презентация к уроку русского языка. 7 класс. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 Кожушкова Галина Ивановна
Тема и цели урока Тема урока: -НЕ- с разными частями речи Цели урока: Систематизировать знания о написании – НЕ – с разными частями речи; Совершенствовать орфографические навыки написания –не- с разными частями речи; Развивать логическое мышление и внимание; Формирование коммуникативных умений; Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в парах и интерес к русскому языку.
Вопросы по теме урока 1 Посмотрите на строку А и расскажите правило –не- с существительными и прилагательными. 2 Посмотрите на строку Б и расскажите правило –не- с глаголами и деепричастиями. 3 Посмотрите на строку В и расскажите правило –не- с причастиями.
А. (не) настный А. (не) настный вовсе (не) близкий (не)здоровье (не)забудка (не)правдивый (не)правда, а ложь
Правило -(НЕ- пишется слитно с существительными и прилагательными если слово без –НЕ- не употребляется в словах незабудка, ненастный; если –НЕ- является приставкой и придает слову противоположное значение (можно заменить синонимом) например: нездоровье-болезнь, неправдивый - лживый. Раздельно: если есть противопоставление с союзом – А – не правда, а ложь; если есть слова отнюдь, вовсе, нисколько, далеко, ничуть вовсе не близкий.)
(Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек. (Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек. Гусь свинье (не) товарищ. Там на (не) ведомых дорожках следы (не) виданных зверей. (А.С.Пушкин). (Не) печь кормит, а руки. В океане, в закатном блеске, - розовые пятна (не) движных парусов. (И.Бунин). (Не) большой, а маленький пруд был рядом с нашим домом. (Не) ряшливый человек смешон.
Б. (не)годовать Б. (не)годовать (не)читал (не)думая (не)навидя
Глаголы и деепричастия -НЕ- с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, например: не читал, не думая. –НЕ- слитно пишется тогда. Если без –НЕ- не употребляется, например: негодовать, ненавидя)
Пословицы (Не) сиди сложа руки, (Не) бравшись за топор, Лодырю всегда (Не) убив медведя, (Не) зная броду, (Не) учи рыбу
В. (не) доумевающий В. (не) доумевающий (не) написана (не) открытый давно (не) встречавшийся товарищ (не) прочитанная, а просмотренная книга
Правило (- НЕ- с причастиями пишется слитно если без –НЕ- не употребляется например: недоумевающий; нет зависимых слов например: неоткрытый; раздельно с краткими причастиями например: не написана; наличие зависимых слов, например: давно не встречавшийся товарищ; есть противопоставление с союзом – а – например: не прочитанная, а просмотренная книга.)
Игра «Лото»
Игра «Лото»
Тест 1. –НЕ- пишется слитно А) (не) нарушая режима Б) (не) закончена работа В) (не) замерзшая река 2. –НЕ- пишется раздельно А) (не) дорогой ситец Б) (не) проснувшийся город В) (не) был в школе 3. –НЕ- пишется слитно А) (не) заживающая рана Б) (не) глубокий, а рыбный пруд В) поступить далеко (не) смело 4. –НЕ- пишется раздельно А) уроки (не) сокращены Б) (не) успевшая высохнуть В) (не) ряшливо одетый
Анкета На уроке я работал (активно-пассивно); Своей работой на уроке я (доволен - не доволен); Урок для меня показался (коротким - длинным); Моё настроение (стало лучше - хуже); Материал урока мне был (интересен – не интересен, понятен – не понятен)
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Дидактические материалы Таблицы №1 №2 №3 Схемы №1 №2
Таблица №1 «-Не- с существительными, прилагательными, глаголами, наречиями
Таблица №2 «Не с глаголами и деепричастиями.
Таблица №3 «НЕ с причастиями»
Схема №1 «Значимые части слова. Морфема. Морфе ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением
Схема №2 «Значимые части слова. Корень. Корень — основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.