Какое слово диктор «проглотил?» Автор: Реуцкая Елена Борисовна,учитель начальных классов МОУ СОШ с. Верхнемарково Усть-Кутский район Иркутская область
Приёмы для заучивания правил
Коллективная игра «Ваш пропуск, слово!»Каждое слово должно получить пропуск.Ведущий. Контролёр.Защитники слов.
Игра «В слово» Рассказ правила по одному слову по порядку.
«Найдите в правиле слова...» 1) Состоящие из трёх букв (затем из четырёх, из пяти букв и т.д.); 2) Состоящие из одного слога (затем из двух, трёх и т.д. слогов);
3) С ударением на первом слоге (затем на втором, третьем и т.д. слоге);4) Состоящие только из корня (или из корня и суффикса, или из корня и приставки и т.д.);
5) С безударной гласной в корне слова (или в приставке, или в суффиксе, или в окончании) или с парной согласной, или с непроизносимой согласной, или с разделительным мягким знаком и т.д.);6) Отвечающие на вопрос кто? (или что?);
7) Которые являются именами существительными (или именами прилагательными, или глаголами);8) Которые являются именами существительными в единственном числе (или во множественном числе), или именами прилагательными того или иного рода, числа; или глаголами того или иного времени).
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях1) Расскажи правило «по телефону» маме или товарищу. 2) Расскажи правило так, как рассказал бы ты первокласснику (или неграмотной бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке).
3) Игра «Поучи правилу попугая». 4) Расскажи так, как будто ты сам сделал открытие правила. 5) Передай правило по «радио», как самую свежую новость. 6) Представь, что в очень большом зале, где тебе пришлось рассказывать правило, сломан микрофон. 7) Угадайте, какое слово «проглотил» диктор телевидения.
8) Представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило: а) очень жарко; б) очень холодно; в) постоянно падает мел, и надо успевать и рассказывать правило, и поднимать мел; 9) Огромный воздушный шар уносит, тебя в прекрасное путешествие.
Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой 1) Расскажите правило весело или грустно. 2) Все сведения, содержащиеся в правиле, возьмите под сомнение.3) Защитите правило или пожалейте его. 4) Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех.
Придумывание «усилений» для тех мест в правиле, которые особенно трудны для запоминанияГласные в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу пишутся не так, как слышатся. К правилу о написании имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. У женщин характер мягче, чем у мужчин, и написание совпадает: ж.р. ь, м.р.-.
3) Запомните приставки с гласной «А»:Красавица ЗА-НА-НАД любит всё на букву «А»: ананасы, апельсины, абрикосы. Остальные приставки пишутся с гласной «О». 4) Гласные в суффиксах -ОЧК-ОВ очень похожи на круглые линзы ОЧКОВ.
Список использованной литературыВ. В. Лайло «Повышение грамотности и психологическое развитие школьников» Гум. Изд. Центр Владос. 2001.В. В. Лайло «Обучение через развитие познавательных процессов» Изд-во Москва. 1994.