Качество речи.
Значение качества речи: Незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность,выразительность, богатство, уместность. * Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,которая лежит в её основе. Важнейшее условие точности речи – этособлюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбираетте слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла,существенные именно для данного высказывания.
*Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов(профессиональных, жаргонных и др.) * Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли. *Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей.
*Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц вречи, позволяющие оптимально выразить информацию. *Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.
Основные качества речи: Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл.Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томилсямолчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речизависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умныйразговор. Внимание!!! Обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей,привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить: - какие положения будут развиты; - что нового вносится в решение вопроса; - что остается спорным и требует дальнейших размышлений; - насколько высказываемые мысли аргументированы; - какова авторская позиция.
Точность речи: Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знаетпредмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает лизаконы русского языка, его правила. Таким образом, точность речи определяется: - знанием предмета, - логикой мышления, - умением выбирать нужные слова. Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е.называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязываетговорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.
Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.
Понятность речи: Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано сдейственностью, эффективностью устного слова.Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можноразделить на две большие группы — лексику неограниченной сферыупотребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всехслова, и лексику ограниченного употребления, в которую включеныпрофессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова,употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной,социальной.
Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это явление можноназвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. Молодежь, особенноподростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять словаи словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы.
Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как правило,недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут бытьвведены в речь только с определенной целью, например в качествевыразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего, но делать этоследует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такогоприменения в каждом конкретном случае.
Особого внимания требует использование еще одной значительной группыслов ограниченной сферы употребления — терминологической лексики. Термины — это слова, которые являются точным обозначением определенногопонятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства,общественной жизни и т. п. Напомним, что понятие — это мысль об общихсущественных свойствах, связях и отношениях предметов или явленийобъективной действительности.
Чистота речи: Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся вречи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению,многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать,значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете идр. Это производит очень неприятное впечатление. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, необладают информативностью.
Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это иволнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужныеслова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуальногословаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевойдеятельности.
Выразительность речи: Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя;соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называтьсявыразительной.
А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когдапопадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Метафора — это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения.Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливоутверждение: метафора — не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову — возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемыхпредметах (явлениях).
Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Неслучайно так велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее,непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры,логическая и эстетическая норма.
Заключение: Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
Выразительные средства языка иногда сводят к так называемымвыразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительностьмогут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончаясинтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются иусиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова впоэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образногомышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительныесредства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать иослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще несделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивногосинтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения,которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставитьпаузы.
Словарь: Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Риторика (реторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Зачётная работа по риторике: Учениц 7 «А» Синицыной Ксении Ямшановой Наташи Клепаловой Ксении