«Искусство сравнивать» Учитель русского языка и литература МОУ Калаисской СОШТатьяна Сергеевна Худякова
Самый сообразительный
Сравнение как средство выразительности речиЦель: Определить роль сравнения в русском языкеЗадачи: Изучить теоретический материал. Проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения.
Сравнение Вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим . Гипотеза: Будет ли наша речь бедна без сравнений.
Блестящие мастера сравнений. А.П. ЧеховГубы красные , как хорошая семга;Деньги тают, как мороженое;Луна хмурая, точно больная;Покраснел, будто курицу украл;К. ПаустовскийБелый, как снятое молоко;Бестолковый, как курица;Дождь теплый, как остывший чай;Лето застенчивое, как дети.
Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений - это помогает ему познать мир.
Для начала запомните:Сравнение обычно строится из двух частей: объекта сравнения и средства сравнения. Объекты и средства сравнений соединяются сравнительными союзами : как, словно, будто, точно, как будто, а также существительным в творительном падеже.- например грудь колесом, губы бантиком, нос крючком, Роль сравнений Дается авторская оценка Рисуется внешний облик Передается настроение, ощущение.
Запомните: 1. Чтобы хорошо сравнивать, нужно внимательно рассмотреть то, что вы хотите описать, постараться заметить что-то такое, чего мы обычно не замечаем.2. Определите свое отношение к описываемому.3. Подумайте, для чего вы хотите использовать сравнение.
ОТДОХНЕМ… ПЛЫВЕТКакТочнословноБудтоКак- будтоПохожПодобноНапоминает
Как настоящие мастера слова. У А.С. Пушкина: талия, как __________,У Б. Пастернака: смех серебрист, как ____________,У С.Есенина: седина, словно ______________________,У М.Е. С-Щедрина: застенчивый , как _______________,У С.С-Ценского: плечи, как ________________________.
Умение сравнивать раскрывается только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а кто хочет пытливо вглядеться в мир, понаблюдать, осмыслить происходящее.
Распустилась в саду нашем роза,Словно ангел, воздушна, нежна.И шипы — будто в сердце занозы —Так пышна, грациозна она!Как прекрасная фея-принцесса,Цвет лазурного неба храня,На балу у цветов — баронесса!Горделиво стоит, лепестками звеня...Разнеслись ароматы по саду,И вскружилась моя голова!Чудной розе всегда буду рада —Чтобы выразить чувства в словах!
Лингвистический экспериментАлгоритм работы
Сравнение - средство выразительности речи Роль сравнений в русском языке высока, потому что…..
Наша речь без сравнений бедна. Гипотеза подтвердилась.
Кто очень доволен…Кто спокоен и не испытал особых эмоций…Кто не очень доволен своей работой