Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный анализ поэтического текста
Имманентный анализ поэтического текста(10 - 11 класс) Анализ, направленный на сам текст, ограничивающийсяматериалом конкретного текста
Формулы имманентного анализа поэтического текста Способы выражения авторского сознанияОбнаружение функций метра, размера, рифмыОбнаружение закономерности (-ей) в композицииОбразы и мотивы в структуре текстаАнализ текста по уровнямРоль средств художественной изобразительности
* * * Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...1847
Способы выражения авторского сознания Ты всегда хороша несравненно,Но когда Я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов МОИХ глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво МЕНЯ ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят МЕНЯ,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...
РИТМ «Свой ритм мы вкладываем во всё, к чему прикасается наша рука или мысль…Смысл и настроение стихотворения передаются через ритм, как чувства человека - через дыхание и пульс…»(Из ученических работ)
Ты всегда′ хороша′ несравне′нно,Но когда′ я уны′л и угрю′м,Оживля′ется та′к вдохнове′нноТвой весе′лый, насме′шливый у′м;Метр: - хорей - ямб - дактиль - амфибрахий - анапест
Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...
КомпозицияпроизведенияТы всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...
Образы и мотивы определите, какие слова характеризуют образ «Я» и образ «ТЫ»;найдите и назовите основные мотивы этого произведения.3. охарактеризуйте мотив имитации одного героя другим (1 – 2 строфы)
Анализ текста по уровням ФонетическийЛексическийМорфологическийСинтаксический
Фонетический уровень Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...
Лексический уровень Эмоционально-оценочная лексика:хороша несравненновдохновенновесёлый, насмешливый умхохочешь бойко и милодобраконтраст; столкновениенастроений героев
Морфологический уровень Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...
Синтаксический уровень Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...
Средства художественной изобразительности Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу...приведите примеры имеющихся средств художественной изобразительности, охарактеризуйтеих роль в тексте; найдите, как показан внутренний конфликт героев черезизобразительно-выразительные средства.
Выводы: Какую функцию выполняют те или иныеоператоры имманентного анализа?способ выражения авторского сознания;ритм;образы и мотивы стихотворения;синтаксический уровень текстарифма (составная ритма);композиция произведения;образы и мотивы; фонетическая,лексическая и морфологическаяорганизация текста;средства художественной изобразительностиЭто произведение – интимная лирика;герой («Я») выражает свои чувства, размышления. Уже в начале стихотворенияпроецируется та «разумность» и «кротость»,которую герой в итоге приобретет благодаря героине.Показан внутренний диалог 2-х героев (его и её),столкновение и противопоставление их настроений (по контрасту); в конце текста – объединение героев.