Имя существительное Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока: расширить представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи
«Имя существительное — хлеб языка». (Л. Успенский.) Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное — хлеб языка».
К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Какие же названия предметам дает имя существительное? живые существа: девочка, ... явления природы: гроза, ... явления общественной жизни: митинг, ... признак как предмет: синь, ... действие как предмет: бег, ..
Афанасий Афанасьевич Фет Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица.
Какие картины могут «нарисовать» существительные? Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский.) Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. (С. Аксаков.)
Существительные несут в себе и эмоциональную оценку. Бездельник, труженик, лодырь, лентяй, прогульщик . В чем особенности этих слов? Какой оттенок они несут? В любой ли речевой ситуации могут быть использованы эти слова? Приведите примеры. Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному эмоциональную окраску? Суффиксы
Какую эмоциональную окраску придают суффиксы выделенным существительным? 1) Снег, снежатина, снежище — белое чудо России. (Р. Рождественский.) 2) И стоят себе липы, липушки. 3) Молодой поэтик написал про цветик, написал про цветик сто один куплетик. (М. Исаковский.)
Прочитайте текст, перескажите его, придумайте заголовок. Серебрянка — мелкая речонка. Мы долго сидим на ее берегу в зарослях тростника и смотрим в воду. Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбешки. (По Э. Шиму.)
Варианты домашних заданий 1) написать сочинение на тему «Имя существительное — хлеб языка»; 2) подготовить сообщение «Роль существительных-антонимов в речи»; 3) используя книги для чтения по русскому языку, подготовить сообщение о происхождении какого-то имени существительного; 4) используя таблицу (см. раздел словаря «Таблицы справочного характера»), подготовить сообщение «Роль имени существительного в предложении». упр. 192
Имя существительное Повторение изученного в 5 классе. (2 урок)
Синтаксическая пятиминутка. 1) Рыбалка — моя страсть. 2) Выдумывание названий — особый талант. (К. Паустовский.)
Запись под диктовку Графически выделить окончания существительных. Ехать по площади, ходить по галерее, возле землянки, подплыть к пристани, идти по дороге к деревне, отдыхать в санатории, направляться к станции.
Задание: образовать существительные от глаголов объяснять, соединять, удивлять, раздражать с помощью суффикса -ени-, поставив их в предложном падеже, разобрать по составу. Задание: образовать существительные от глаголов объяснять, соединять, удивлять, раздражать с помощью суффикса -ени-, поставив их в предложном падеже, разобрать по составу. объяснение, соединение, удивление, раздражение
Выборочный диктант. 3-е склонение Мышь, тишь, дрожь
Существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа. В (бег) на пятьсот метров победила наша команда. Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить. За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью. Наверное, и ты немало видал на своем (век). Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.
Работа с пословицами. 1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п. 2) работ.., не, в желез, ржавеет Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол. 3) и, поедет, тигр, на, богатырь Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол. 4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер.. Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.
Самостоятельная работа. Упражнение 200. Упражнение 201.
Проверка.
Проверка.
Домашнее задание: Упражнение 204.