Урок русского языка в 5 классе Урок русского языка в 5 классе Тема: Однозначные и многозначные слова Выполнила: Сумина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы
1) знать: однозначные и многозначные слова; 1) знать: однозначные и многозначные слова; 2) уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить в толковом словаре.
Эпиграф урока Эпиграф урока Слово, оно что яблочко: с одного - то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать. Былина «Илья Муромец» Проблема: - Почему эти слова из былины выбраны в качестве эпиграфа урока?
Назвать изображённые на рисунках предметы. Сравнить предметы: общее ( ? ), отличие ( ? ). Назвать изображённые на рисунках предметы. Сравнить предметы: общее ( ? ), отличие ( ? ). Устно составить словосочетания со словом кисть. Сколько ЛЗ имеет слово кисть в словосочетаниях? Вывод: многозначное слова - …
Впишите в текст недостающие слова. Это поможет вам самостоятельно сделать выводы по теме «Однозначные и многозначные слова». В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется… То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются… . Слова, которые имеют несколько значений, называются… Многозначное слово называет разные предметы, в чём-то… Значение многозначного слова нам помогают определить…
Это интересно! Сколько в русском языке многозначных слов? Интересно было бы знать, каких слов в русском языке больше: многозначных или однозначных? Исследователи, посчитав толкования слов по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, утверждают, что однозначных слов в русском языке около 63%, а вот многозначных, соответственно, — 37%.
Игла, -ы, мн.иглы, игл, ж. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы.3.Колючки на теле животных. Иглы ежа. Игла, -ы, мн.иглы, игл, ж. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы.3.Колючки на теле животных. Иглы ежа. Вывод: 1. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2.Разные лексические значения многозначного слова нумеруются подряд.
1) Упр. 329. 1) Упр. 329. 2) Работа с Толковым словарём и карточками. Задание: найти в толковом словаре Ожегова С. И. слово и рядом с каждым предложением выпишите то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте. 3.) Мини-сочинение на тему «Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?».
Слово «спросить» имеет 6 значений. Слово «спросить» имеет 6 значений. 1. В предложении «Спроси книгу у друга» слово «спросить» имеет значение «попросить разрешения взять что-нибудь, попросить дать что-нибудь». 2. В предложении «Тебе это дело поручено, с тебя и спросят»» слово «спросить» имеет значение «призвать к ответу, потребовать отчёта». 3. В предложении «Если чего-то не понял - спроси» слово «спросить» имеет значение «обратиться с вопросом».
Слово, оно что яблочко: с одного - то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать. Былина «Илья Муромец» Проблема: Почему эти слова из былины выбраны в качестве эпиграфа урока?
- Я понял тему урока – розовая карточка - Я понял тему урока – розовая карточка - Я понял тему урока частично - зелёная карточка - Я не понял тему урока – синяя карточка
П. 65; П. 65; По выбору: 1. упр. 333 2.Определите по толковому словарю слово ЯЗЫК - однозначное или многозначное, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке(3-4),запишите в тетрадь, выучите наизусть. Дополнительно: упр. 335
1. Русский язык. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. –М «Планета», 2009 г. 1. Русский язык. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. –М «Планета», 2009 г. 2. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М «ВАКО», 2009 г.