Образовательные: Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С. Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом; Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной личности
Вступление ( может и не быть) Вступление ( может и не быть) Проблема текста. Комментарий к проблеме . Позиция автора. Согласие/несогласие с автором. Аргументация собственного мнения. (Желательно 2 аргумента) Вывод. Запомни: абзацев в сочинении может быть 3 ,4 , но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности , чтобы эксперту было легче проверить работу.
Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Читая внимательно текст, отслеживай проблемы , помни, что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну , которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе , если проблема определена и сформулирована неверно , следовательно , и комментарий , и аргументация окажутся неправильными , тогда вся творческая работа , проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов. Проблемы бывают: Злободневными, актуальными , острыми , важными , серьёзными , назревшими , наболевшими , неразрешимыми, спорными и т.д.
Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества) Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества) Социальные (касаются устройства общества) Политические (связаны с деятельностью государственное власти) Экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды) Нравственные (этические) (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек) ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в тексте.
Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты , в которых проблема лежит на поверхности, чего не скажешь о художественных . Но что же делать , если перед тобой оказался текст , в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйся следующим алгоритмом: Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите его. Это и есть проблема текста.
Начать своё сочинение можно, конечно , и с различных клише, но лучше всё-таки продумай риторический вопрос, в котором будет отражена одна из проблем текста. Также можно начать сочинение с ряда однородных понятий или личных размышлений по теме текста.
Она , вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила , стояла на пирсе. Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди , торопящиеся по своим делам , они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу , закружив в радужном хороводе всё вокруг. Она , вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила , стояла на пирсе. Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди , торопящиеся по своим делам , они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу , закружив в радужном хороводе всё вокруг. Наташа зажмурила глаза , сжала руки в кулаки и с твёрдым намереньем ступила на край пирса. Но вдруг в голове мелькнул образ мамы , тихий , светлый и печальный. Мама взглянула на неё как бы с укором, и Наташа поняла , что если она сейчас шагнёт в холодную мартовскую воду , то больше никогда не увидит этих глаз , лучистых и добрых, не услышит такого знакомого и нежного «доченька» , не почувствует родного тепла , когда оно так необходимо. «Господи, что же я делаю? – пронеслось в голове девушки. – Как же я могла подумать , что никому не нужна?» Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.
Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор? Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор? Кто ещё из авторов обращался к данной проблеме? На чём автор заостряет внимание читателя, при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя , путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ? На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание? Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает , подчёркивает , обращает внимание читателя и т.д. )? Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается , негодует , радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?
Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так , чтобы он подводил читателя к авторской позиции . Здесь можно использовать такой переход: Рассматривая данную проблему , автор подводит нас к выводу… Рассматривая данную проблему , автор обращает внимание читателя на … Разве не странно, что проблема… Таким образом , позиция автора заключается в том , что… Эти «связующие» предложение очень важны, т.к. обеспечивают плавный переход от одной микротемы к другой.
Что хотел сказать автор? Что хотел сказать автор? Какова цель его высказывания? Ради чего всё это написано? Как сам автор относится к проблеме? Какие мысли , чувства являются для автора ключевыми , чему может научить данный текст? Помни: формулируй точку зрения автора , а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно . В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркни эти слова .
Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод. Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод.
Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй между предложениями цепную связь , которая обеспечивается при помощи: Лексических повторов ( только не увлекайся ими); Однокоренных слова; Синонимов ( в то числе и контекстными); Антонимов ( в то числе и контекстными); Местоимений; Наречий времени , причины; Числительных; Вводных слов и сочетаний; Союзов , частиц; Порядка слов; Вопросительных и побудительных предложений. Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений , который в публицистической литературе считается нормой , в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.
Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей работы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько , все взвесь, чтобы последними одним-двумя предложениями не испортить ощущение от всей проделанной тобой работы! Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции: В итоге я хочу сказать… В заключение важно отметить… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Выходит , что… и др.
Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С).-М.: Астрель, 2008 1september.ru Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Дону:Легион – М, 2010 Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение ( часть С). – М.: Эксмо, 2007 Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. – М.: Экзамен, 2012 http://images.yandex.ru