Урок русского языка Фонетика и графика
Весь мир наполнен звуками, но не все звуки – звуки речи. Шелест травы, завывание ветра, сигналы машин… Но вот вы услышали голос прохожего: «Который час?»Чем эти звуки отличаются от других? «…Сейчас он войдет, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость , издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… и его мысли станут моими…» (А. И. Куприн)Звуковую сторону речи изучает фонетикаРhone(греческий) – звукМожно ли при общении обойтись без звуков?
Членораздельные звуки может произносить только человек.Животные тоже произносят звуки, но человек облекает их в звуковую систему. В нашем организме трудится целый «завод» по производству звуков: лёгкие, горло, гортань, рот, нос, губы, язык. А уши – контролёры следят, все ли звуки мы произносим правильно.
Звуки речи
С. Я. Маршак Дыхание свободно в каждой гласной,В согласных – прерывается на миг.И только тот гармонии достиг,Кому чередованье их подвластно.Звучат в согласных серебро и медь.А гласные даны для пенья.И счастлив будь, коль можешь ты пропетьИль даже продышать стихотворенье.
Мы чётко различаем на слух каждый из 36 согласных звуков потому, что он отличается от других или одним, или двумя, тремя или четырьмя признаками. например., звуки «Н»- «Н*» лишь одним признаком – мягкостью (Между прочим, не во всех языках есть мягкие согласные. Поэтому мягкие звуки придают национальный колорит русской речи). Звуки «Д*» и «Х» различаются максимальным количеством признаков: «Д*» – звонкий, взрывной, переднеязычный, мягкий. «Х» – глухой, щелевой, заднеязычный, твёрдый.
Благодаря тому, что звуки речи противопоставлены друг другу по целому ряду признаков, мы легко воспринимаем на слух любые слова. Замените хотя бы один звук в слове – и оно «разрушится» или превратится в другое. Что происходит в стихотворении А. Шибаева?Закричал охотник: «Ой!Двери гонятся за мной!Посмотрите-ка, ребятки,Раки выросли на грядке!Тает снег. Течёт ручей.На ветвях полно врачей.Старый дедушка ПахомНа козе скакал верхом.На пожелтевшую травуРоняет лев свою листву.Мама с бочками пошлаПо дороге вдоль села.Синеет море перед нами,Летают майки над волнами.
Метаграммы- загадки, в которых замена одной буквы приводит к появлению ещё одного слова. С «К» я в школе на стене, Со звуком «С» я не вкусна,Горы, реки есть на мне, но в пище каждому нужна.С «П» –от вас не утаю – С «М» берегись меня, не тоТоже в школе я стою. Я съем и платье, и пальто.С «П» – на дереве весною, С «П» я в доме,С «Т» - писать кончаешь мною, С «В» я в поле,С «Б» – я тара в магазине, С «М» я в море,С «К» – в болотистой низине. С «Г» в футболе, С «К» вбивают, С «Т» взрывают, С «Д» долину называют.
Звукопись – литературный приём, подбор определённых звуков Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Тютчев)Русалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной;И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны. (Лермонтов)
Говорите правильно! Мимо сада не спешаШли четыре малыша.-Поигаем, что ли, в пятки?-Луссе в мясик на плоссядке!-Вот пвидумав! Под говоюВучше в вунки поигвать!..«В пятки»?«В вунки»?Что такое?!Ничего не разобрать! (В. Суслов) От топота копыт пыль по полю летит. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Осип охрип, Архип осип. Купи кипу пик. Три корабля лавировали, да не вылавировали.
Орфоэпия- правила произношения звуков Аканье (ВАДА), (ГРАЗА), (КАРОВА)Иканье (ПИРО), (ПИТНАЦАТЬ)Стяжение звуков (КУПАЦА), (РАСКАС)Оглушение и озвончение (КАЗ*БА), (ДУП)ЧН ШН (КАН*ЭШНА) , НО (РАЗЛ*ИЧНЫЙ)Смягчение предыдущего согласного перед Е,Ё,Ю,Я,И(М*ИТ*ЭЛ*), (П*ЭР*ИЛА) Не все слова иноязычного происхождения подчиняются русским правилам
Путешествие в страну фонетику ещё только начинается!!!