Филологический анализ текста Колесникова Е.В. учитель русского языка и литературы
- рассматривает текст как явление культуры, предполагает внимание к широкому литературному и социально-историческому контексту эпохи; - рассматривает текст как явление культуры, предполагает внимание к широкому литературному и социально-историческому контексту эпохи; - отражает интерес к языковым средствам как форме выражения мыслей и чувств автора в разных сферах общения; - направлен на изучение языковой личности, «стоящей за текстом», её стиля и взгляда на мир; - предполагает преимущественный интерес к слову; - имеет целью показ культурологической ценности текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответствие замыслу автора.
Лингвистический поуровневый анализ; Лингвистический поуровневый анализ; Стилистический анализ (усиливает функциональный аспект рассмотрения языковых средств в системе текста на фоне узуса – общепринятых закономерностей использования языковых единиц; рассматривает и экстралингвистические факторы); Литературоведческий анализ (рассматривает текст как отражение особенностей определённой литературной школы и направления, творческого метода, идиостиля автора).
ЯКМ текст ЯКМ автора чит.
Лексические и фразеологические архаизмы и фразеологизмы; Лексические и фразеологические архаизмы и фразеологизмы; Непонятные факты поэтической символики; Устаревшие и окказиональные перифразы; Диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, термины; Индивидуально-авторские новообразования в сфере семантики, словообразования, сочетаемости; Ключевые слова; Устаревшие или ненормативные факты в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Тучки небесные, вечные странники! Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную Что же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Время написания произведения и обстоятельства, сопутствующие ему. Время написания произведения и обстоятельства, сопутствующие ему. Место данного произведения в творчестве поэта. Жанровые особенности. Идейно-тематическое своеобразие. Особенности композиции. Эмоциональная тональность текста.
Изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств и черт, характеризующих принадлежность текста к определённому стилю и жанру Изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств и черт, характеризующих принадлежность текста к определённому стилю и жанру
1) Определение темы, идеи, системы образов, эмоциональной тональности с указанием языковых средств, отражающих данные характеристики. 1) Определение темы, идеи, системы образов, эмоциональной тональности с указанием языковых средств, отражающих данные характеристики. 2) Выявление особенностей языковой организации текста (на лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях).
Место произведения в творчестве поэта; Место произведения в творчестве поэта; Освещение жанровых и тематических особенностей текста; Определение идеи произведения; Описание эмоциональной тональности; Ритмика. Стихотворный размер, особенности рифм; Описание художественных приёмов и их роли; Рассмотрение языковых средств в их соотнесённости с языковым строем.
Я живу, как кукушка в часах. Не завидую птицам в лесах. Заведут – и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу Пожелать я могу.