Что такое текст?Тема и основная мысль текстаУрок развития речи5 класс
Четырнадцатое сентябряВсе названия месяцев наши из древнеримского к…лендаря, но обычно в византийской переделке. Надо иметь в виду, что Новый год начинался 1 марта: поэтому ч…словые наименования месяцев не совп…дают с нашими номерами.Как седьмой месяц римского к…лендаря, сентябрь был назван именем, происх…дящим от «сэптэм» – семь, «сэптэмбер».(Л. Успенский)
Что такое текст Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.
Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Что такое текст Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
(1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. (4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался непростым. (9) Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Проверь себя1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался непростым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники.
Это текст? Докажите… Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Тематическое единство Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Грамматическое единство Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Почему это текст? Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Докажите, что это текст Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
Что такое текстТекст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?Скучная картина! Тучи без конца,Дождик так и льётся, лужи у крыльца.Чахлая рябина мокнет под окном;Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.(А.С. Пушкин)
Словесное описание картиныВоспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт.Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев. Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки.
Подобрать нужные слова вам помогут высказывания русских писателей:1) Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев)2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева)3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К. Паустовский)
Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете… Все дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное. А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил ее до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда еще молодого сердца. (К. Паустовский)
Что такое текстТекст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание.
Спасибо за урок. До свидания!
Использованные материалы:www. artlib.ruАнтонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников. – М.: Вербум-М, 2000.Альбеткова Р.И. Изучение темы «Текст» на уроках словесности в 5-6 классах // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №31.Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. – М., 2001.Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.Слайды 7 – 14 данной презентации созданы Т.Б. Байдаковой
Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 758 г. Москвы