Выполнила Кондратенко Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №291 Беглые гласные 5 класс
Проверочная работа.
Запишите слова, обозначая в них приставки. Укажите слово с тремя приставками. Готовить, подготовить, переподготовить, остановить, приостановить, прошло, позапрошлый, носить, износить, поизносить, непроизносимый, водить, изводить, производить, непроизводительный.
Запишите предложения, графически обозначьте приставки и омонимичные им предлоги подчеркните. Он додумался до этого сам и очень гордился. Лодка отчалила от берега и быстро поплыла по реке. Я дошёл до дома и вбежал в подъезд. Из воды поднимаются камни, лежавшие под водой. Котёнок забился за скамейку и жалобно замяукал. У самого дома малыш упал в лужу.
Игра «Найди пару» Писать Мрачный Светит Береговой Облако Освещение Мрак Вещание Известие Пишущий Бережок Орех Орешек Ушки Ухо Облачное
Беглые гласные Какие гласные мы можем назвать беглыми? Приведите пример.
Почему гласные убежали? В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь. Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.
Запишите выделенные слова и подберите к ним однокоренные с беглыми гласными. Верхушек- Опушек- Сучок- Прыжок-
Распределите слова в 2 столбика Скакать, снег, флажок, пух, дощечка, городок, дружный, чехол, ухо, облако, ветер, угол, блещут, дорога, листок, кашель, перервать. Чередование звуков Беглая гласная