Создание кабинета здоровья – одна из эффективных форм здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин (из выступления на Форуме партии Единая Россия и Союза педиатров России 15.02.2010г.)
Результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников младшего (10-14 лет) и старшего (15-17 лет) подросткового возраста, % (данные научных исследований)
Забота о здоровье учащихся Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников не меньше, чем врач!
Две альтернативы создания здоровьесберегающей школьной среды Субъект-обектныйМедико-профилактическиепрограммыЛФКУлучшение санитарно-гигиенических и бытовых условий в школе
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Интеграция в деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках службы здоровья
Кабинет здоровья является элементом единой системы здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения, включающей:Медицинская служба;Психологическая служба;Физкультурно-спортивный комплекс;Служба социальной поддержки;Методическая служба;Система классного руководства;Система тьютерского сопровождения
Структура кабинета здоровья
Нормативно – правовые акты, необходимые для открытия кабинета здоровья Рассмотрение вопроса об открытии кабинета на педагогическом совете, Совете старшеклассников и Управляющем совете;Утверждение Положения о Кабинете здоровья;Приказ об открытии кабинета;Назначение тьютера – руководителя кабинета здоровья;Утверждение должностных обязанностей тьютера кабинета здоровья.Утверждение локального акта к НСОТ о стимулировании учителей, работающих в кабинете здоровья.
Финансирование:Заработная плата из фонда заработной платы;Стимулирующие надбавки;Оборудование по 310 ст. – финансовое обеспечение; образовательного процесса;Спонсорские средства;Помощь медицинских учреждений (оборудование).Кадровые ресурсы:Тьютер по вопросам здоровьесбережения школы;Психолог образовательного учреждения;Медицинская сестра (медицинское просвещение, образование, консультации);Классные руководители (система здоровьесбережения в воспитательной части образовательного процесса);Актив из числа учащихся, интересующихся вопросами здоровьесбережения.
Режим функционирования:При расположении кабинета на базе кабинета биологии – в системе дополнительного образования во второй половине дня.При расположении в кабинете техники безопасности ПЛ – в течение всего дня.При расположении в кабинете психологической работы и кабинете дополнительного образования интерната – в течение всего дня.
Цель создания кабинета: создание условий для целостного восприятия учащимися представлений о здоровье и на основе их принятия моделей (пищевого, двигательного, гендерного, интеллектуального, эмоционального) здорового поведения.Работать в кабинете должен координатор (или тьютер) по вопросам здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Содержательно кабинет здоровья должен нести образовательно – просветительскую функцию, помогая ребенку получать необходимую информацию по вопросам здоровья, стимулировать его исследовательскую деятельность в отношении здоровья, используя как средства кабинета здоровья так и возможности информационного центра и других служб образовательного учреждения.Кабинет позволяет проводить все виды занятий (в системе дополнительного образования) по вопросам здоровьесбережения, как с учителями, так и с родителями и учащимися.Кабинет создает условия для мотивации учащихся к формированию моделей здорового поведения, создавая соответствующие комфортные условия и через работу тьютера по вопросам здоровьесбережения: занятия, индивидуальные консультации и активное включение в соответствующие мероприятия - практики здоровьесберегающей направленности.
ОборудованиеКабинет должен быть оснащен интерактивной доской медиапроектором, компьютером и ноутбуком, подключенным к Интернет - сети, в кабинете должны быть принтер, сканер, столы - трансформеры.
Целевые группы воздействия:Учащиеся - через тьютера и классных руководителей.Родители - через классных руководителей и совет школы.Учителя – через директора школыМероприятия с учащимися:Классные часы по вопросам здоровья.Мероприятия дополнительного образования посвященные вопросам здоровьесбережения.Консультации специалистов медицины (реальные и через дистанционные консультации информационного центра).Занятия ОБЖ и биологии, посвященные здоровью.Исследовательская деятельность учащихся по вопросам здоровьесбережения.Лекции специалистов из социальной защиты, наркоконтроля, медицинских учреждений, наркодиспансера и т.д.Подготовка проектов, рефератов, исследований по вопросам здоровья.
Мероприятия с родителями:Лекции родительского лектория.Совместные мероприятия с детьми по вопросам семьи и здоровья.Консультации педагогов, психолога и валеолога по проблемам с детьми.Мероприятия с учителями: Лекции внутришкольного семинара, Заседания МО, посвященные здоровью, Методическая подготовка по вопросам здоровьесбережения.
Образовательная зона
Содержание зоныПрограммы элективных и специальных курсов по педагогике здоровья, валеологии, видеофильмы и электронные ресурсы по гендерному воспитанию, материалы для учащихся по формированию навыков рационального питания, болезням питания и их предупреждению, раздаточный материал. Модуль должен содержать раздаточный материал для учащихся по вопросам здоровьесбережения. В модуль могут быть включены рельефные наглядные пособия по анатомии человека, тренажеры по оказанию первой медицинской помощи. Частью этого модуля являются представленные и иные наглядные пособия по формированию и сохранению здоровья.
Исследовательский модульПредназначен для работы учащихся и учителей по вопросам здоровьесбережения в рамках школьного научного общества. Каждый учащийся составляет папку со своими документами (электронными), относящимися к здоровьесбережению. Данный модуль может использоваться и для нахождения информации по вопросам здоровьесбережения, учебно – исследовательских и проектных работ по вопросам формирования здорового образа жизни. Модуль должен быть оснащен компьютером, подсоединенным к единой школьной локальной сети и работать как в системе обратной связи, так и самостоятельно.
Наши победители конкурса «Достижения талантливой молодежи»1. Сентюрева Екатерина 2006г. – «Легко ли быть молодым?»2. Васильева Нина 2007г.– «Мониторинг физического развития учащихся»3. Лялихов Александр 2008 г. – «Психология семьи и развитие учащихся»МОУ КСОШ № 2 г. Кувшиново
ФИТОМОДУЛЬНаправлен на обогащение кислородом воздуха в классе, оснащается оборудованием для аэроионотерапии, куллером для чистой воды и фиточаями.
Профилактический модульПредставляет собой комплект программ профилактической направленности, рассчитанной на работу с учащимися и родителями по предупреждению распространения наркомании в молодежной среде, диски с законодательством в сфере борьбы с распространением наркотиков, социальные видео и медиаролики: стандартные, и разработанные учащимися, а также лента – ростомер, напольные весы (для физической самооценки учащихся) и офтальмотренажер, предупреждающий зрительное переутомление и наглядные пособия, предупреждающие «основные школьные болезни»
Офтальмотренажер Гимнастика для снятия спазма аккомодации«Метка на стекле»: нарисовать на оконном стекле метку диаметром 3 мм, на уровне глаз. Переводить взгляд с метки вдаль (на улицу) и обратно. Повторять упражнения ежедневно в течение 1 минуты.«Вращение глазами» по часовой стрелке (вверх, вправо, вниз, влево) – 1 мин.Против часовой стрелки – 1 мин.«восьмерка» (вверх, вправо, вниз, вверх, влево, вниз), повторять 1 мин., затем в другую сторону ( вниз, вправо, вверх, вниз, влево, вверх)– 1 мин.Закрыть глаза ладонями ( не прижимая крепко), расслабить мышцы глаз.
Программа формирования социальных навыков и личностных качеств (социальных компетентностей), предупреждающих попадание подростка в группу риска по предупреждению употребления психоактивных веществ.
Методическая зонаМетодическая литература,Пособия, программы, сценарии мероприятий, видеоматериалыНормативное обеспечение функционирования кабинета,Должностные обязанности тьютера, режим функционированияДолжна содержать всю необходимую литературу и электронные носители с материалами по вопросам здоровьесбережения, которыми школы должны быть оснащены полностью. Одновременно модуль предназначен для работы учителей и учащихся. В модуле должны быть представлены серии классных часов по здоровьесбережению, программа «Педагогики здоровья», сценарии акций и мероприятий по здоровьесбережению
Гигиеническая характеристика урока – как наглядное пособие. В папке нормативных документов валеологический анализ урока, нормативы сложности предметов, кривая работоспособности человека, новые СанПины, учебные пособия и авторские программы, посвященные здоровьесбережению, а так же стандарты здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Образовательная работа с учащимися Программа «Здоровье» под ред. В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной адаптирована и интегрирована в курсы ОБЖ, естествознание:
1. М.М.Безруких, Макеева А.Г., Филиппова Т.А., «Все цвета, кроме черного» (2-4 классы), Москва, 2003г. 3. Н.К.Смирнов Здоровьесберегающие технологии, Москва 2007г.4. Здоровьесберегающите технологии Роненсон О.Д.5. Программы питания (автор – составитель Роненсон О.Д.)6. Методическое пособие по предупреждению употребления молодежью психоактивных веществ (автор – составитель Роненсон О.Д.)7. Авторский курс «Педагогика здоровья» Авторы: Малюжная М.С., Нестеренко А.В., Роненсон О.Д. 2009г. .
8. Видеофильмы по гендерному воспитанию.9. Видеофильмы по профилактике наркомании10. Мультфильм по воспитанию девочек11 Программа по предупреждению распространения наркомании С.Б.Белогурова и В.Ю.Климович12. Видеофильмы по профилактике наркомании
Что ребенок может получить в кабинете:Раздаточный материал по питанию, гигиене, профилактике ИППП, вопросам здорового образа жизни, экологии человека.Приобрести навык ухода за растениями (уход за фитомодулем).Провести просмотр научно – популярной литературы и видеопродукции.Разработать и просмотреть разработанные социальные ролики и рекламу.Измерить свои антропометрические показатели.Индивидуально проводить исследования анатомических наглядных пособий.Освоить оказание первой медицинской помощи.Через возможности информационного центра прослушать лекции специалистов.
Система профессиональных компетентностей учителя,работающего в кабинете здоровья
Предполагаемые результаты Актуализация представлений о здоровье в единую целостную систему;Активизация исследовательской деятельности учащихся в вопросах здоровьесбережения;Создание алгоритма здоровых моделей поведения.Формирование развивающей, здоровьесберегающей образовательного среды Формирование ценностного отношения к здоровью и его составляющим.
Спасибо за внимание!