СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ «ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ» «Реализация задач образовательной области «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников». Воспитатель МБДОУ д/с №11 Баштовая Ксения Игоревна 2013г. г. Североморск Мурманской области 900igr.net
АКТУАЛЬНОСТЬ В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
в развитии детей ЗНАЧЕНИЕ КГН дошкольного возраста
Формировать умение овладевать культурно-гигиеническими навыками. Побуждать детей к самостоятельности. Развивать предпосылки трудовой деятельности. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам. Приучать детей следить за своим внешним видом. Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т.д. Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе
Социализация: «Сделай лодочку» Цель: приучать детей к выполнению элементарных кгн при мытье рук. Формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. «Вымой руки» Познание: «Мыльные перчатки» Цель: поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов (мыло), разнообразным действиям с ним. Навыки умывания Здоровье: «Водичка-водичка» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Интеграция с образовательной обл. «Худ. литература»: Цель: воспитывать интерес к малым формам фольклора (потешек). Интеграция с образовательной обл. «Коммуникация»: Цель: поощрять желание проговаривать текст потешки.
Здоровье: «Убери со стола» Цель: поддерживать положительное настроение ребенка при выполнении элементарных гигиенических процессов :убирать посуду со стола. Познание: «Чаепитие у кукол» Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, развивать интерес к разнообразным действиям с ней. Дидактическая игра: «Обед у кукол» Чтение х/л «Маша обедает» Досуг «День рождения Мишки». Навыки опрятной еды
Навыки опрятной одежды Познание «Оденем куклу на прогулку» Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде. Интеграция с образовательной обл. «Социализация»: Цель: Воспитывать у детей интерес к отражению знаний в игровой деятельности. Дидактические игры: «Кто во что одет» «Найди пару» «Разложи по порядку»
Использование малых фольклорных форм: Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке ладошки, Пальчики Антошке. Умница, Катенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую. Мягкую, душистую. До чего же хороши И нарядны малыши! Как смотреть на вас приятно, Все одеты аккуратно! Зайчик Саша – скок-поскок, Подберет штаны, носок. Свои вещи не теряет И на место убирает! Если носик твой сопит, Значит он совсем забит. Свой платочек доставай, Нос получше вытирай! В формировании положительного отношения к культурно-гигиеническим навыкам Повышение осознанности действий и усиление детской самостоятельности Задачи:
В результате овладения детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков: Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности проявляет навыки опрятности пользуется индивидуальными предметами личной гигиены умеет самостоятельно есть самостоятельно моет руки, умывается
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Закреплять умение пользовать расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды. Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков в средней группе
Познание: «Чистоплотные дети» Цель: Расширять знания детей о предметах личной гигиены, и их назначении и действиями с ними. Здоровье : д/игра «Чистый из чистых» Цель: формировать у детей стремление к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены. «Уши мыть или не мыть» Безопасность: д/игра «Кукла заболела» Цель: закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни. Чтение х/л «Я одеться сам могу» В. Зайцев, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Кто умеет?» А. Кузнецова
В результате овладения детьми среднего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков: Ребенок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, уход за вещами и игрушками) активен в самообслуживании стремится помогать взрослому в организации процесса питания и режимных процессов
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком. Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом. Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков в старшей-подготовительной группе
Познание: «Правила чистюли» Цель: Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Развивать самостоятельность в выполнении кгн. Здоровье : д/игра «Уроки Мойдодыра» Цель: Способствовать проявлению здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников. Формировать умение составлять алгоритм выполнения гигиенических процедур для младших дошкольников. Безопасность: д/игра «В гостях у Айболита» Цель: закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни. «Если ты заболел…» Чтение х/л «Почему надо чистить зубы?» Я. Яхнин, «Научу одеваться и братца» Е. Благинина, «Сам» В. Степанов
В результате овладения детьми старшего-подготовительного дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков: Ребенок Умеет обслужить себя Владеет и пользуется полезными привычками Владеет и пользуется элементарными навыками личной гигиены Владеет культурой приема пищи и выполняет правила культуры еды самостоятельно моет руки, умывается
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы. Консультации. Стендовая информация. Анкеты – опросники, буклеты. Родительские собрания. Пропаганда семейного воспитания Выставка литературы(художественной, методической).
Информация для родителей. Уважаемые родители! Сегодня мы с детьми будем расширять знания детей о предметах личной гигиены, их назначении и действиями с ними. Утром Мы будем играть в игру «Чистый из чистых», в которой будем формировать у детей стремление к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены. Вечером Мы будем играть в игру «Кукла заболела», в которой будем закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни. Дома Почитайте детям рассказ «Я одеться сам могу» В. Зайцев. И задайте вопросы по содержанию: