1.Актуальность проблемы 1.Актуальность проблемы 2.Сущность понятия толерантность в социальном, политическом, этическом, психолого-педагогическом аспектах… 3.Толерантность как педагогическая категория – это интегративное качество личности 4.Толерантная и интолерантная личность 5. Принципы воспитания толерантной личности 6. Что значит сформировать толерантность как качество личности? 7.Как воспитывать толерантность личности? Методы воспитания толерантности 8. Приемы воспитания толерантности 9. Диалоговые формы воспитания толерантности
толерантность - толерантность - это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения в рамках допустимых в обществе норм, при этом, ограничивая такие отрицательные явления, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
толерантность - толерантность - готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
толерантность - толерантность - непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида.
нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в, психологии и педагогике, однако же при любом толковании толерантности она не должна переходить в конформность и конформизм.
толерантность – толерантность – это качество личности, которое является составляющей ее гуманистической направленности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности); во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности); во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных групп (этнических, конфессиональных, субкультурных)
как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии, понимании им представителей иных культур. как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии, понимании им представителей иных культур. Признание - это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным. Принятие - это положительное отношение к его инаковости. Понимание - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения При этом к культурным группам мы относим группы, объединенные этническими, конфессиональными, возрастными, имущественными признаками, особенностями физического или интеллектуального развития и т.д. (П.В.Степанов)
во-первых, можно говорить о межличностной, во-первых, можно говорить о межличностной, во-вторых, о социальной, в-третьих, о национальной толерантности, в-четвертых, о веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку. Социальная толерантность проявляется по отношению к конкретной группе, обществу. Национальная толерантность проявляется по отношению к другой нации. Веротерпимость – это толерантность, которая проявляется по отношению - к другой вере.
это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.
1.Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми 1.Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми 2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме. 3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия. 4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений воспитанника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. 5.Принцип создания толерантной среды требует формирования в ОУ гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Это значит: Это значит: Во-первых, у личности должно сформироваться ясное представление о том, что значит быть толерантной личностью, т.е. речь идет об интеллектуальной сфере личности. Во-вторых, должно быть сформировано положительное отношение к данному качеству, то есть, желание быть толерантным, т.е. речь идет об эмоционально-волевой сфере личности. В-третьих, это качество должно проявляться в поведении личности, т.е. речь идет о предметно-практической сфере личности. Это значит, что необходимо ставить и решать три основные задачи воспитания: 1.Формирование толерантного сознания, 2.Формирование толерантных чувств, 3.Формирование толерантного поведения.
Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Наиболее действенным в этом случае является метод внушения Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению.
нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать Методы требования и упражнения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения — многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений — навыки и привычки — устойчивые качества личности.
необходимо развивать: необходимо развивать: способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций, методом ситуативных тренингов.
требуется формировать: требуется формировать: сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы: 1.Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. 2.Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. 3.Игры социально-перцептивной направленности и импровизационные игры, представляющие ситуации столкновения разных интересов, требующие нахождения компромиссных решений, проявления уступчивости, согласованности действий всех участников игры. Например, на поляне зверушки играют в догонялки, к ним подходит зайчонок с больной ногой. Что делать? Прогнать его или изменить условия игры, чтобы зайчонок мог играть с ними? Или - «Белая ворона в стае черных ворон». 4.Моделирующие игры, предполагающие создание вымышленных миров с разными обычаями и нормами поведения. Малые группы детей создают свои «миры», вступают во взаимодействие с представителями других «миров», придумывают общие для «миров» законы. 5.Двигательные игры, требующие согласованности действий, взаимовыручки. Необходимо, чтобы в этих играх отсутствовали конкуренция и соревновательность. 6.Упражнения, направленные на развитие доверия, сочувствия, сопереживания.
Таким образом, можно выделить следующие доминирующие Таким образом, можно выделить следующие доминирующие бинарные методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, различные игры (предметно-практическая сфера), метод дилемм, и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом. Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом. Можно выделить 3 группы приемов воспитания толерантности.
Прием «Эстафета»; Прием «Эстафета»; Прием «Взаимопомощь»; Прием «Акцент на лучшее»; Прием «Ломка стереотипов»; Прием «Истории про себя»; Прием «Общаться по правилам»; Прием «Общее мнение»; Прием «Коррекция позиций»; Прием «Справедливое распределение»; Прием «Обмен ролями»; Прием «Мизансцена».
Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения воспитанника к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения воспитанника к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком. Прием «Ролевая маска»; Прием «Прогнозирование развития ситуации»; Прием «Импровизация на свободную тему»; Прием «Обнажение противоречий»; Прием «Встречные вопросы».
Прием «Сочини конец истории». Прием «Сочини конец истории». Прием «Любимые книги товарища». Прием «Добрые слова». Прием «Творчество на заданную тему». Прием «Киностудия». Педагогических приемов — бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый педагог из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному воспитаннику, может быть неприемлем для другого.
К диалоговым формам воспитания можно отнести: К диалоговым формам воспитания можно отнести: дискуссию, диспут, дебаты.
Дискуссия — равноправное обсуждение педагогами и детьми планируемых дел и проблем самого различного характера. Дискуссия — равноправное обсуждение педагогами и детьми планируемых дел и проблем самого различного характера. Дискуссия более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Она возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости. Диспут очень близок к дискуссии. Он предполагает обсуждение и споры. Диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим. Дебаты - форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.