Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад Компенсирующего Вида № 44 «Малышок» Мастер-класс по теме: «Создание благоприятных условий для развития речи детей» Мастер – класс проводит: Мочалова Людмила Викторовна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДС КВ № 44 «Малышок»
Непосредственно образовательная деятельность в соответствии с ФГОС Цель мастер-класса: повышение мотивации педагогов работать в личностно-ориентированной парадигме, в соответствии с принципами, заложенными во ФГОС ДО. Задача: создание условий для развития речи как средства общения и культуры.
О чем хочется поговорить?
ФГОС мотивация ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Какие возможные цели ставит выступающий, используя эти слайды?
Ключевые слова ПЕДАГОГ МОТИВАЦИЯ - привести доводы, мотивы в пользу чего-либо.
? как и на что мотивировать себя
Непосредственно образовательная деятеольность Обучение пересказу В. Бианки «Купание медвежат» с использованием технологии развивающего обучения. Возраст: подготовительная к школе группа. Образовательная область: речевое развитие. Форма организации НОД: фронтальная.
Дидактический материал Виталий Бианки
Купание медвежат Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез не дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведица опять скрылась в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой, с радостью вспоминая увиденную картину.
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» требует внедрение в практику работы дошкольного учреждения комплекса мер, направленных на современное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания и получения качественного образования.
Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка.
ТЕХНОЛОГИЯ развивающего обучения Организация процесса саморазвития ребенка опирается на принципы развивающего обучения и воспитания. Актуальность рассмотрения проблемы использования в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений деятельностного подхода, теории развивающего обучения вызвана педагогическими преимуществами.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Развивающее обучение должно обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии это: - цель - средства - правила их использования - результат. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Найди отличия и сходство
РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО ПРИ РАЗНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Взрослый – удален от детей (положение над/против). За детьми жестко закреплены места. Запрещено перемещение детей. Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины.
ПОЗИЦИЯ ВЗРОСЛОГО Позиция взрослого стабильна (стоит у доски), либо перемещается для оценки и контроля «обходит дозором». Наклоняется – положение «над» ребенком.
Позиция ребёнка Учитель-ученик Взрослый – главный, он руководит, управляет. Активность взрослого выше, в том числе и РЕЧЕВАЯ. Учится говорить взрослый
Формы организации обучения
Один из Основных принципов, заложенных в ФГОС - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Особенности работы по созданию игровой мотивации Младший дошкольный возраст. Введение игровых персонажей. Введение проблемной ситуации с этими героями. Обращение к детям за помощью. Использование этих персонажей для оценки сделанного.
Старший дошкольный возраст В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Старшая группа – сюжеты. В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли. В подготовительных группах широко используются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которого субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Введение в процесс обучения игры Вызывает У Детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; доставляет удовольствие от полученного результата
СТРУКТУРА непосредственной образовательной деятельности Начало (организационный момент) Виды деятельности: • игровая • предметная • речевая • продуктивная
СТРУКТУРА непосредственной образовательной деятельности ХОД (основная часть) ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • развивающая • игровая • продуктивная • речевая
СТРУКТУРА непосредственной образовательной деятельности ОКОНЧАНИЕ (заключительная часть) ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • игровая • предметная • художественная • речевая
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА
Мотивация к последующей НОД
Различия процесса обучения в ДОУ До и ПОСЛЕ... В виде учебной деятельности: Ребенок - объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Позиция « Учитель – ученик». Основная деятельность – учебная. Основная модель организации образовательного процесса- учебная. Основная форма работы с детьми- занятие.
Различия процесса обучения в ДОУ До и ПОСЛЕ... Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных). Мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого.
Различия процесса обучения в ДОУ До и ПОСЛЕ... Все дети обязательно должны присутствовать на занятии. Основная форма работы с детьми- занятие.
Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.
Что же значит работать в личностно-ориентированной парадигме ? Это: - организация рабочего пространства; - партнерская форма общения; - использование разных форм организации обучения; - использование игровой мотивации.