Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов
Под рабочей программой понимается программа по учебному предмету (курсу), которая самостоятельно разрабатывается учителем (группой учителей): - применительно к конкретному классу (параллели классов); -на основе примерной программы общего образования; - с учётом особенностей региона.
Рабочие программы подразделяются на: - рабочие программы учебных предметов (курсов); - рабочие программы дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности.
Структура рабочей программы (3-11 классы) 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Тематическое планирование (содержание программы). 4. Календарно-тематическое планирование (содержание тем учебного курса). 5. Контроль уровня обученности. 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета, перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
Структура рабочей программы (в соответствии с новым ФГОС) 1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели образования с учётом специфики учебного предмета, курса. 2.Общая характеристика учебного предмета, курса. 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Новая структура рабочей программы (1-2 классы, обучающиеся по новым ФГОС) 5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. 6.Содержание учебного предмета, курса. 7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Титульный лист
Титульный лист Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Мурманска … (в соответствии с Уставом) Грифы согласования и утверждения программы Рабочая программа учебного предмета «________» Параллель (класс) Разработчик(и): Ф.И.О., должность ________________________________________ ________________________________________ Мурманск 2011
Пояснительная записка
Пояснительная записка Ссылка на нормативно-правовые и методические документы Рабочая программа составлена на основании следующих документов : федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), примерной программа начального, основного или среднего (полного) общего образования по предмету; авторской программы (указать автора и название программы). Учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса: - анализ результатов ГИА и ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске, своём ОУ в 2011 году, - методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2012 года в преподавании (предмет) в средней школе».
Цели и задачи описываются через следующие категории: воспитание, развитие (совершенствование), освоение (или углубление) знаний , формирование умений (овладение умениями), применение. Пояснительная записка Цели и задачи учебного предмета
Пояснительная записка Требования к уровню усвоения дисциплины Требования к уровню усвоения дисциплины содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень специальных и общих учебных умений и навыков, способов деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
Тематическое планирование Разделы, темы курса, последовательность изучения тем, количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные разделы и темы, используемые организационные формы обучения и контроля (практикумы, лабораторные работы, уроки развития речи и т.д.), могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
Примерная форма тематического планирования по русскому языку № п/п Разделы Темы Кол-во часов В том числе на: НРК уроки развитие речи контрольные работы (указать вид: тест, диктант, анализ текста и др.) сочинения (аудиторные; домашние) изложения (подробные; сжатые; выборочные) 1 2 В нижней части таблицы часы суммируются Итого
Календарно -тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование является конкретизацией учебно-методического планирования, оформляется как приложение к рабочей программе учителя
Календарно-тематическое планирование При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения: 1. Название темы урока. 2. Необходимое количество часов для ее изучения. 3.Тип урока. 4. Содержание учебной темы: • основные элементы содержания, включая материал регионального содержания; • обозначение внутрипредметных и межпредметных связей с другими учебными дисциплинами; • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; • формы и вопросы контроля. Могут быть включены и другие рубрики, например «список литературы для учителя и учащихся», «планируемые результаты обучения», «гимназический компонент содержания образования».
Форма календарно-тематического планирования («Окружающий мир») № п/п Тема раздела программы. Тема урока. Тип урока. Кол. час. Элементы содержания Практич. часть программы Элементы дополнит. содержания Требования к уровню подготовки Текущий и промежут. контроль УУД
Контроль уровня обученности
Контроль уровня обученности • Периодичность осуществления контроля: итоговый, полугодовой, четвертной, тематический. Сроки контрольных процедур должны быть известны обучающимся. • Формы проверки: самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены. • Может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине.
Учебно-методическое и материально -техническое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы Учебно-теоретические (учебники, учебные пособия); учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ); учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники); учебно-наглядные (альбомы, атласы); учебно-библиографические пособия. Для подготовки обучающихся выпускных классов к ЕГЭ и ГИА необходимо использовать пособия, допущенные ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях в текущем году.
Российское образование Федеральный портал www.edu.ru
Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры (МОИПКРО и К) www.moipkro.ru
Образовательный портал города Мурманска www.edu.murmansk.ru
Спасибо за внимание!